Воскресенье 05 июля

Чему коронавирус учит туляков

Назад

26 Июня 2020 03:14

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Фото предоставлены кризисным центром помощи женщинам.

Служба экстренного реагирования Тульского областного кризисного центра помощи женщинам, кажется, никогда не работала так интенсивно, как в период самоизоляции. 

Главное — безопасность

Система мобильных бригад в кризисном центре создана несколько лет назад, и алгоритм ее работы был отлажен задолго до появления коронавируса и связанных с ним проблем. Люди обращаются в учреждение лично, по телефону, по средствам электронной почты. В случае экстренного реагирования организуется выезд мобильной бригады по адресу проживания семьи.

Специалисты службы экстренного реагирования проводят первичный прием человека, в ходе которого проясняют его внутрисемейную ситуацию, выявляют актуальные проблемы, после чего собирается консилиум из специалистов разного профиля и принимается решение о принятии семьи на социальное сопровождение, разрабатывается индивидуальная программа.

— В первую очередь оперативное реагирование требуется, когда обращения связаны с семейным насилием,— отмечает руководитель службы экстренного реагирования Ирина Збранкова.— Как-то позвонила женщина и сказала, что муж пришел с работы пьяный, агрессивный, грозится убить — она закрылась в ванной. Тут же выехала мобильная бригада, в которую вошли психолог, юрист, специалист по социальной работе, и вызвали на ее адрес сотрудников полиции. Пока участковый разбирался с пьяным мужем, сотрудники центра работали с женщиной. Наш принцип: сначала обеспечить безопасность жертве и ее детям. Если есть необходимость — перевезти их в убежище. Если женщина отказывается, разработать для нее последовательность действий на случай, если угроза повторится. Прежде всего мы советуем подготовить чемоданчик с самым необходимым и документами, чтобы можно было уйти в любую минуту. И всегда держать при себе телефон…

В период пандемии количество обращений в центр выросло более чем на 50%. При этом изменился их характер: люди были растерянны и не знали, что делать, чтобы обеспечить свои семьи самым необходимым.

Сотрудники центра доставляли продуктовые наборы нуждающимся — эта деятельность была одной из основных. Однако далеко не единственной… Если в семье нечем кормить детей и платить за квартиру, только лишь месячного запаса еды недостаточно — здесь требуется серьезная комплексная помощь: социальная, социально-правовая, часто психологическая.

Однажды привезли продуктовый набор женщине, воспитывающей сына-подростка. Она была беременна вторым ребенком, из-за пандемии коронавируса перестала получать зарплату: бутик, в котором работала, закрыли. Бывший муж никакой помощи семье не оказывал. Женщина с трудом сдерживала слезы, когда открывала коробку с продуктами, и так нас благодарила! …

О пособиях и справках

По словам Ирины Збранковой, ситуация с коронавирусом обнаружила серьезную социальную проблему: оказывается, в Тульской области немало граждан, которые не смогли самостоятельно воспользоваться своим правом на пособия из-за отсутствия компьютеров и смартфонов.

— Типичная история: привозим продукты в малообеспеченную семью, спрашиваем, оформлены ли пособия на детей, а мама в ответ разводит руками и показывает старый кнопочный телефон,— рассказывает И. Збранкова.— У других компьютеры или смартфоны в семье были, но воспользоваться ими они не могли, так как не имели учетной записи для регистрации на сайте Госуслуг. Как ее получить, если МФЦ закрыты или работают только по записи через интернет, люди просто не понимали…

Помощь в оформлении заявок на пособия, других необходимых документов в период дистанционной работы государственных органов стала важной составляющей деятельности кризисного центра. Ирина Вячеславовна рассказывает о многодетной маме, которая не могла получить справку о доходах, необходимую при оформлении пособия на младшего ребенка (речь о пособиях на детей от 3 до 7 лет). Дело в том, что в доход входят алименты, которые выплачивает отец мальчика, у женщины возникли трудности с получением необходимой справки от судебных приставов (она не могла дозвониться, прием граждан не осуществлялся). Ввиду налаженного межведомственного взаимодействия специалистов центра со службой судебных приставов справка была передана женщине на руки. Она смогла оформить полагающиеся выплаты.

— Кстати об алиментах. В последнее время всё больше разведенных женщин стараются оформить их официально. Ранее они по договоренности с мужьями получали определенную сумму, но с наступлением пандемии кого-то перевели на «минималку», кто-то и вовсе потерял работу,— поясняет Ирина Збранкова.— А кто-то ничего не потерял, но, воспользовавшись ситуацией, пытается обмануть: мол, мне самому жить не на что…

По наблюдениям Ирины Вячеславовны, экстремальная ситуация нередко выявляет в людях не самые лучшие качества. Но доброта и неравнодушие встречаются гораздо чаще.

— Нам не раз звонили соседи и знакомые женщин, попавших в отчаянную ситуацию, просили им помочь. Говорили, что сами они точно не обратятся за поддержкой: стыдятся, стесняются, боятся кому-то доставить лишние хлопоты. Мы приехали с продуктовым набором к одной из таких женщин: женщина одна воспитывает двоих детей 10 и 12 лет, работает уборщицей. Живут очень трудно, при этом дети такие хорошие, воспитанные! … А рассказали нам об этой семье жильцы подъезда, который она убирала,— говорит И. В. Збранкова.

Выйти из тени

Сейчас часто говорят о том, что после коронавируса жизнь изменится и больше никогда не будет такой же, как прежде. Наверное, в чем-то изменится, а в чем-то нет. Но то, что пандемия внесла серьезные коррективы в нашу социальную жизнь и социальные практики, ясно уже сегодня.

— Мы увидели, что среди наиболее незащищенных туляков оказались те, кто работал неофициально и получал «серую» зарплату,— говорит директор Тульского областного кризисного центра помощи женщинам Эвелина Шубинская.— Многие обращались к нам, и выяснялось, что зачастую не работодатели вынуждали их уходить в «тень». Люди сами находили возможность не платить налоги просто потому, что не хотели и не считали нужным это делать. Помню, как возмущался один туляк, когда узнал, что, зарегистрировавшись в качестве безработного, сможет получать не 12 500 рублей, а 1500. Дело в том, что последние несколько лет он работал неофициально, поэтому может рассчитывать только на «минималку». А одна из приходивших к нам за помощью женщин призналась, что теперь будет искать работу пусть даже с меньшей, но «белой» зарплатой. Чтобы чувствовать себя более защищенной…

Эвелина Борисовна говорит, что по обращениям жителей Тульской области в кризисный центр можно понять, как меняются их настроения. В марте-апреле люди чаще всего звонили на телефон доверия, потому что боялись заразиться, потерять работу, средства к существованию. Потом как-то адаптировались, а когда начали работать федеральные и региональные меры поддержки, а также смягчаться ограничительные меры, стали успокаиваться и демонстрировать оптимизим. 

Сейчас панические звонки — скорее исключение. Один из них поступил 2 июня. Мама двух девочек из Узловой пожаловалась, что не получила детские пособия. Она услышала по телевизору, что 1 июня их начали выплачивать. Женщина плакала в трубку: она решила, что ее заявка на пособия где-то затерялась. Сотрудники кризисного центра связались со специалистами ПФР, попросили проверить, зарегистрирована ли заявка. Страхи оказались напрасными. Узловчанка получила пособия на следующий день.



Наши партнеры
Реклама