Уроки COVID-19 для тульской промышленности

Назад

05 июня 2020 00:03

 0
Экономика

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ

Фото: пресс-службы правительства Тульской области и из архива «Молодого коммунара»

Признаём мы это или нет, но наша жизнь безвозвратно поделилась на до и после коронавируса. Единого мнения относительно глобальности и критичности последствий пандемии у экспертов пока нет, однако практически все сходятся в одном: как быстро общество сможет вернуться к нормальному существованию, зависит на 90% от того, сумеет ли экономика выдержать вирусный удар.

Замкнуто на производстве

Вообще Тульской области серьезно повезло. По сравнению с многими другими субъектами РФ у нас действительно много промышленных предприятий. И практически все они работали и продолжают работать.

На брифинге для СМИ региональный министр промышленности и науки Андрей Платов отметил, что достаточное количество тульских производств смогли не только быстро вернуться к относительно нормальному ритму по завершении объявленных президентом нерабочих дней, но и вовсе не останавливаться.

В рекордно короткие сроки на заводах, например в оборонно-промышленном комплексе, были организованы необходимые санитарные мероприятия – регулярная дезинфекция, доставка людей, изменения графика и режима питания, согласно требованиям Роспотребнадзора, термометрия, обеспечение средствами индивидуальной защиты даже при наблюдавшемся в начале эпидемии дефиците.  В апреле работали 119 системообразующих предприятий ОПК, металлургической и химической промышленности, машиностроения, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности, а также иных отраслей.

– Большинство из них смогли оперативно организовать работу в условиях вынужденных ограничений и сохранить загрузку мощностей более чем на 60%, – уточнил министр. – Это позволило не отклониться от производственных планов и достигнуть показателя индекса промышленного производства в Тульской области за январь–апрель 2020 года в размере 126,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Некоторые предприятия оперативно перепрофилировали производственные мощности под выпуск продукции, необходимой для борьбы с коронавирусом. «Авгол», НПО «Промет», «Аэрозоль Новомосковск», «Тульская фармацевтическая фабрика», трикотажная фирма «Заря» и еще более 30 предприятий легкой промышленности области занимаются выпуском медицинских кроватей, масок, антисептиков и других средств защиты.

Их доля, конечно, не очень велика, но в любом случае такой шаг не только помог закрыть потребность в необходимой продукции (ту же нехватку масок туляки ощущали не больше пары недель), но и защитить себя. Предприятия поставляют востребованный товар, получают за него деньги здесь и сейчас, а значит, способны платить налоги и главное – стабильную зарплату сотрудникам.

– Конечно, таких предприятий немного, – замечает президент Тульской торгово-промышленной палаты Юрий Агафонов. – И однозначно сказать, насколько это удачное с экономической точки зрения решение, пока сложно. Но в любом случае – их продукция будет пользоваться устойчивым спросом на рынке еще очень долго.

По мнению Юрия Михайловича, однозначный плюс – в быстрой реакции малых предприятий. В ряде случаев они сориентировались даже раньше крупных. Минус же в том, что изначально таких производств не было – это, как он считает, отчасти спровоцировало и изначальный дефицит, и рост цен на маски.

– Нам тут попалась любопытная статистика, оценивающая, сколько денег тратят разные страны на поддержку пострадавших отраслей, – говорит он. – Оказалось, что в России на эти цели тратят примерно 0,1–0,2% от ВВП, в то время как Америка тратит 22%.
Колоссальная разница, конечно, и свидетельствующая, увы, не в нашу пользу. Тульской области повезло в том смысле, что в последние годы развитию сферы промышленного производства стали уделять заметно больше внимания.

Делай выводы

Крупные предприятия региона действительно какой-то серьезной угрозы пока не ощущают. Несмотря на определенные ограничения, региональные производства полностью загружены, и даже спрос на продукцию узловского Haval, несмотря на мрачные прогнозы относительно судьбы отечественного авторынка, по официальным данным на конец апреля, даже вырос. Хотя, конечно, делать какие-то окончательные выводы пока рано.

Так, например, Герой Труда РФ, генеральный директор АО «АК «Туламашзавод» Евгений ДРОНОВ с оценками пока не спешит. По его словам, предприятие вполне успешно выполняет стоящие перед ним задачи и даже в уровне средней заработной платы не слишком потеряло – с 53 тысяч рублей она временно сократилась примерно до 47 тысяч. На фоне того, что в таких сферах, как оптовая и розничная торговля, реклама или индустрия развлечений, доходы упали минимум вдвое, десятипроцентное снижение катастрофой никак не назовешь.

При этом Евгений Анатольевич подчеркнул, что даже тот факт, что в последние годы практически всё измерялось деньгами, эпидемия очень ярко продемонстрировала способность заводчан консолидироваться в экстренных ситуациях.

– Мы ни разу ни от кого не получили отказа выйти на работу, – рассказал Евгений Дронов. – Каждый осознает, что он делает и для чего он это делает. Хотя страх перед болезнью у людей достаточно высок, а некоторым нашим сотрудникам, увы, пришлось столкнуться с коронавирусом. При этом мы поняли, что у нас есть еще возможности для повышения эффективности труда и увеличения объемов производства.

Так считают не только в АО «АК «Туламашзавод». С вопросом максимально эффективного использования рабочей силы в условиях пандемии столкнулись или столкнутся в ближайшем будущем многие, если не все. Современные технологии действительно позволяют эффективно работать с привлечением небольшого числа людей. И вполне вероятно, что пандемия станет неким стимулом всерьез заняться этим.

Тем более что рынок труда уже изменился – с конца марта уровень безработицы в регионе вырос со значения 0,45% до показателя 1,63%.И в то же время, по данным Центра занятости Тульской области, в обрабатывающей промышленности сейчас – 10 698 вакансий как рабочего, так и инженерно-технического и административного персонала. Больше всего вакансий в базовых отраслях: легкой промышленности (что вызвано увеличением производства средств индивидуальной защиты), пищевой промышленности, машиностроении, химии, металлургии.

Все эти факты говорят об одном: критические ситуации перенести гораздо легче при наличии развитого, стабильного реального сектора экономики. Если в нем много уязвимых мест или слабых звеньев, малейшее потрясение может оказаться фатальным – причем не только для предприятий.

– Месяцы, через которые мы прошли, показали, что так дальше жить нельзя, – считает Ю. М. Агафонов. – Если мы не осмыслим ситуацию, в которой оказались и наша область, и страна, и весь мир, – нам кранты. Что я имею в виду – те средства, которые сейчас идут на поддержку промышленности, нужно тратить целенаправленно, а не по принципу «всем сестрам по серьгам».  Надо понимать, что помочь всем невозможно – на это не хватит никакого бюджета. Конечно, нельзя оставлять без поддержки тех, кто остался без работы, семьи с детьми, пенсионеров. Но посмотрите – кто больше всего пострадал от коронавируса? – это кафе, рестораны, фитнес-центры, гостиницы, небольшие непродовольственные магазины … Это сфера услуг и индустрия развлечений. От чего они зависят в первую очередь? От наличия или отсутствия клиентов.

По мнению Юрия Михайловича, раздавать рыбу вместо удочек недальновидно и даже вредно. Зависящие от клиентского потока отрасли восстановятся гораздо быстрее не на субсидиях, а на посетителях, которые смогут позволить себе регулярные походы в рестораны, спортивные клубы, салоны красоты и так далее. И нужно создать условия для того, чтобы люди могли себе это позволить.

Каждое новое производство способно обеспечить стабильной работой и, как следствие, зарплатой не одного-двух, а десятки, а то и сотни людей. Эти люди будут платить налоги, покупать товары и услуги в любых – кроме самых уж апокалиптичных сценариев – условиях. И обеспечат нашей экономике вакцину от коронавируса.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных