Конструкторы, инженеры, рабочие, руководители производства ЦКБ-14 (впоследствии — АО «Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова») 9 Мая 1945 года с полным правом могли сказать: «Мы сделали для Победы, что могли, и даже больше».
К началу Великой Отечественной войны объём выпуска пистолета ТТ, разработанного в тульском ПКБ ручного оружия (после 1936 года — ЦКБ-14, а впоследствии — АО «КБП») конструктором-оружейником Ф. В. Токаревым, достиг более 100 тысяч штук в год. Его производство в Туле не прекращалось даже в период, когда враг стоял у стен города. В 1942 году было изготовлено 161,5 тысячи пистолетов. В 1938 году в СССР состоялись очередные конкурсные испытания самозарядных винтовок, победу в которых одержало оружие Ф. В. Токарева. В дальнейшем по результатам эксплуатации СВТ в войсках в её конструкцию были внесены усовершенствования, улучшившие её боевые качества. С июля 1940 года развернулось широкое производство СВТ-40, которое продолжалось вплоть до 1945 года.
В марте 1930 года был откомандирован в ПКБ ручного оружия для проверки принципа работы пулемёта инженер Б. Г. Шпитальный. Ему в помощь был направлен И. А. Комарицкий. Работы разворачивались очень быстро. Все лучшие конструкторы ПКБ ручного оружия — И. А. Пастухов, И. П. Сомов, С. А. Ярцев — были срочно переброшены на работу по проектированию и изготовлению авиационного пулемёта. Впоследствии к этим работам привлекался целый ряд талантливых инженеров, в том числе М. А. Мамонтов, П. К. Морозенко, Г. И. Никитин, К. Н. Руднев, А. А. Троненков, В. Н. Полюбин, В. И. Дегтярёв, В. А. Галкин, М. В. Сивов и др.
Этот пулемёт применялся на всех предвоенных боевых самолётах и многих машинах периода Великой Отечественной войны. Разработанный в 1930–1932 годах, ШКАС по своей скорострельности долгие годы превосходил все зарубежные авиационные пулемёты. В 1937 году на базе ШКАС был создан новый авиапулемёт Ультра-ШКАС, имевший поразительную скорострельность — 3000 выстр. /мин. В 1935–1936 годы К. Н. Рудневым, В. Н. Полюбиным и А. А. Троненковым была разработана «механическая спарка» пулемётов ШКАС, в которой темп стрельбы тех же пулемётов был доведён до 6000–6400 выстр. /мин. В дальнейшем в разработке и исследовании спарки приняли участие Н. Ф. Токарев и А. А. Волков под непосредственным руководством главного конструктора А. А. Мамонтова.
В 1931 году перед конструкторами была поставлена задача разработать и изготовить 12,7-мм авиационный пулемёт для стрельбы как через винт, так и с турели по системе Шпитального. Образец такого пулемёта был разработан С. В. Владимировым в начале 1932 года и к 28 мая того же года изготовлен. В 1935 году начался серийный выпуск 12,7-мм крупнокалиберных авиационных пулемётов системы Шпитального и Владимирова — ШВАК (Шпитальный, Владимиров, авиационный крупнокалиберный). Они оказались мощным оружием для борьбы с истребителями противника.
Инженерами А. И. Гнатенко, П. Б. Ивановым, Г. И. Миханевым, А. Ф. Поповым и А. И. Голышевым была выполнена конструктивная отработка 20-мм пушки ШВАК. Всесторонние испытания системы, проведённые В. П. Чкаловым на истребителе И-16, окончательно решили её судьбу. В 1936 году была выпущена первая партия этих пушек — первой советской системы авиационных пушек, положившей начало развитию этого вида артиллерии. Пушки ШВАК в 1941 году были установлены и на лёгкие танки Т-60. Несколько сотен таких танков принимало успешное участие в боях за Москву. В период войны пушками ШВАК были вооружены 37 тыс. истребителей Яковлева, 22 тыс. самолётов Лавочкина, 40 тыс. штурмовиков Ил-2 (пушками ШВАК и ВЯ).
В 1941 году универсальный пулемёт системы М. Е. Березина был принят на во — оружение ВВС. Он явился одним из основных видов авиационного стрелкового вооружения в годы Великой Отечественной войны.
В 1944 году Березин создал надёжно действующую 20-мм авиационную пушку (Б-20) под штатный патрон от пушки ШВАК. Из общего количества авиационного стрелково-пушечного вооружения, выпущенного отечественной промышленностью за 1943–1945 годы, образцы конструкции Березина составляют почти половину.
Перед войной А. А. Волков и С. А. Ярцев спроектировали и отработали 23-мм авиационную пушку ВЯ-23. Штурмовик Ил-2, оснащённый пушками ВЯ-23, немцы прозвали «летающей крепостью» и «чёрной смертью». 16 мая 1941 года решением правительства пушка Волкова — Ярцева была принята на вооружение авиации и рекомендована к постановке на серийное производство. За создание пушки ВЯ А. А. Волков и С. А. Ярцев в 1941 году были удостоены Государственной премии СССР первой степени.
Конструктор Г. И. Никитин напряжённо трудился над выполнением большого объёма исследований и испытаний по отработке мощной авиационной пушки ВЯ-23. Это позволило добиться высокой надёжности действия её во всех условиях боевого применения, повысило живучесть деталей.
В конце 30-х годов была поставлена задача — обеспечить ПВО страны зенитной установкой крупнокалиберных пулемётов. Опыт подобной работы позволил конструктору-оружейнику Н. Ф. Токареву довольно быстро создать конструкцию установки для строенных пулемётов. В 1940 году его установка ТКБ-149 была принята на вооружение. Она широко применялась войсками ПВО в годы войны с фашистской Германией. Зенитные установки Н. Ф. Токарева надёжно прикрывали Тулу от немецких бомбардировщиков.
В связи с тем, что на складах скопилось большое количество авиационных пулемётов ПВ-1 и ДА-2, снятых с вооружения, решено было срочно спроектировать простую и надёжную установку для их использования как зенитного оружия. Такую установку строенных пулемётов ПВ-1 разработал Н. Ф. Токарев.
Затем Токарев решил сделать бронепоезд. Для этого он взял большегрузные товарные вагоны, сделал там вторую стенку, заполнил её цементом и кремниевым булыжником, которым были вымощены улицы в Мясново. После этого вагоны испытывались: в бронепоезд стреляли из 76-мм пушки. Не пробивали! Бронепоезд охранял железную дорогу Тула — Москва до Серпухова и обратно.
Заслуги Н. Ф. Токарева перед Родиной высоко оценены: он награждён четырьмя орденами, а также медалями, ему присвоено звание лауреата премии им. С. И. Мосина.
С. А. Коровин создал оригинальный образец пистолета-пулемёта под 7,62-мм патрон пистолета ТТ. Натурные испытания пистолетов-пулемётов проходили в окопах на передовой. После этого они поступили на вооружение Тульского рабочего полка. В том же 1941 году для этого полка Коровин совместно с конструкторами Н. Ф. Васильевым и В. А. Полухиной сделал и удачный 82-мм миномёт. Конструкторская деятельность Сергея Александровича Коровина отмечена государственными наградами: орденами Красной Звезды и «Знак Почёта», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Имя Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, заслуженного изобретателя России, дважды лауреата премии имени С. И. Мосина конструктора-оружейника Н. М. Афанасьева известно многим. Замечательный конструктор, ветеран Великой Отечественной войны награждён орденами Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны II степени и многими медалями.
В 1944 году закончились испытания предохранителя от двойного заряжания 82-мм и 120-мм миномётов конструкции Афанасьева, а в мае того же года Государственным Комитетом Обороны было принято решение: за два месяца обеспечить все фронты этими предохранителями.
В годы войны при министерстве было создано несколько бригад при НИТИ-40, в одной из которых работал Р. Я. Пурцен. Он принимал участие в освоении и постановке на производство новых образцов вооружения на серийных заводах Москвы, Ленинграда, Куйбышева и других городов.
Н. Ф. Макаров над своим знаменитым пистолетом начал работать в декабре 1941 года. В скором времени Н. Ф. Макаров стал ведущим конструктором по производству пистолетов-пулемётов. С 1945 года Николай Фёдорович трудился в тульском ЦКБ-14 (далее — КБП).
В Орле, где жил А. Г. Шипунов, впоследствии более 44 лет возглавлявший КБП, воскресенье 22 июня 1941 года выдалось тёплым и солнечным.
— Известие о нападении на страну гитлеровской Германии меня с моими 13–14-летними сверстниками буквально оглушило,— вспоминал Аркадий Георгиевич.— Но паники мы не испытали. Насколько помню, и у взрослых, и у детей была полная уверенность в том, что враг быстро получит отпор. Многие из нас, молодых, по-ребячьи горячо желали взять в руки оружие и быть соучастниками этого святого дела…
Детство будущего всемирно известного конструктора-оружейника В. П. Грязева пришлось на военные годы. Когда немцы отступили от Тулы, он, как и все мальчишки того времени, вместе с друзьями искал трофейное оружие и боеприпасы. Ребята увлечённо разбирали и изучали их. И постепенно настолько сильно увлеклись этим делом, что даже пытались сами изготовить что-то подобное. Так что выбор будущей профессии, можно сказать, был предопределён…
В жизни В. П. Грязева было много интересных встреч, но ему больше импонировали встречи с военными, которые прошли горнило Великой Отечественной войны.
— Преодоление жесточайших трудностей отражается определённым образом на душе человека,— говорил он.— У военных, прошедших войну, на первом месте стояла оборона страны, на втором — оборона страны и на третьем — оборона страны…