Вторник 07 апреля
Тула 2...4°С (без осадков)

Как влюбиться в кукол

Назад

27 Марта 2020 03:19

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: предоставлены А. Абрамовым

Артист-кукловод и помощник главного режиссера Тульского государственного театра кукол Андрей Абрамов начал работу над постановкой нового спектакля по рассказу Л. Н. Толстого «Филипок». 

«Иди-ка ты в артисты!»

— В живом плане будут действовать персонажи, влюбленные в творчество Толстого. Мы придумали, что они выпускники его школы, и кукольный спектакль «Филипок» играют в школьном самодеятельном театре,— объясняет концепцию Андрей Абрамов.— В постановке задействованы штоковые марионетки: обычные, на ниточках, слишком медлительны, а штоковые, на проволоке, значительно подвижнее. Кукольный план планируем наполнить максимальным количеством бытовых подробностей, чтобы воссоздать дух того времени…

Андрей говорит, что не любит работать «строго по школе», предпочитает экспериментировать и для каждого спектакля придумывает новый оригинальный ход. Увлекаясь какой-то идеей, воплощает ее обязательно, даже если поначалу это кажется нереальным:

— Когда мне говорят: «невозможно», сразу же начинаю думать, как это сделать,— иронизирует он.

Абрамов признаётся, что в детстве не любил кукольный театр.

— Однажды во Владимире меня привели на «Кота в сапогах», и когда после спектакля из-за ширмы вышла толстая тетенька с тростевой куклой, понял: мне это всё категорически не нравится,— вспоминает он.— Хотя образцовские спектакли, которые тогда показывали по телевизору, мне нравились…

Андрей родился в Иваново, потом его семья переехала в деревню под Суздалем, а еще через некоторое время перебралась в поселок Садовый Владимирской области. Отец из семьи ушел и уехал в другой город. Мама работала дояркой в две смены, а Андрей, как самый старший из детей, вместе с сестрой воспитывал трех маленьких братьев. При этом ему удавалось хорошо учиться, посещать радиолюбительский и танцевальный кружки, театральную студию, заниматься в секциях волейбола, баскетбола, самбо и рукопашного боя, играть на ритм-гитаре в школьной группе. А в старших классах Андрей увлекся астрономией и сам организовал кружок: учителя разрешали по вечерам брать в лаборатории телескоп и с крыши школы наблюдать за небесными светилами.

— Поступил я в Ивановский сельхозинститут, но отучился всего год — ушел после восьмой неудачной попытки сдать химию. В моей голове была тогда только музыка, для сопромата и химии места не оставалось. Отдал документы в ПТУ, закончил училище, получил специальность». Пчеловод» с правом вождения автомобиля категории В и С и стал думать, что делать,— продолжает рассказ

А. Абрамов.— Найти в Садовом работу водителя было можно. И тут мне мой друг говорит: «Если здесь останешься, точно сопьешься. Иди-ка ты в артисты»…

Жириновский, Горбачёв и руки Ельцина

Почему нет? Абрамова поддержали мама и невеста Оксана. Андрей отправился поступать в Нижегородское театральное училище на специальность «Актер драматического театра». Его зарубили на первом же туре, но посоветовали попробовать пройти на кукольное отделение.

— Первый тур я прошел успешно — так сильно уже не волновался, терять мне было нечего, и неожиданно понравился мастеру, набиравшему курс — Рузанне Вандиковне Бунатян. А на втором туре перед нами выложили множество кукол: надо было выбрать одну и произнести монолог от ее лица. Они все были такие разные, такие интересные, вот тогда я в кукол и влюбился. В тот день я умер для той, ненужной мне жизни и родился для этой, единственно правильной,— говорит Абрамов.

Нижегородская театральная школа, кукольная в частности, считается одной из самых мощных в стране. Андрей рассказывает, что учиться было очень сложно, но невероятно интересно. Ребята пахали с утра до ночи, тем не менее успевали делать самостоятельные работы и ставить капустники.

В Тулу Абрамов приехал вслед за своими однокурсниками, которых в 1995 году пригласил на работу Олег Трусов, в те годы — главный режиссер Тульского государственного театра кукол.

— Я уехал в Москву. Снимал комнату с другом, устроился в Московский театр кукол и подрабатывал на НТВ в программе «Куклы» — я был то Жириновским, то Горбачёвым, то руками Ельцина… А МТК оказался совершенно не моим театром, там всё происходило не так, как нас учили. Решение уйти принял после того, как съездил в Тулу навестить своих однокурсников — здесь уже работали Катя Прокопьева, Люба Пахомова и Костя Еремеев. Попал на репетицию спектакля «Сказки у самовара». Вот это было то, что надо. Пришел к Трусову, сказал: «Хочу работать здесь». Он ответил: «Беру». Никогда об этом не жалел. Тульский театр — мой. Я здесь не работаю и даже не служу, я этот театр вместе со своими коллегами создавал и создаю сейчас…

Андрей привез в Тулу жену Оксану. Сначала ребята жили в общаге, потом в арендованной театром квартире. В 2014 году директору ТГТК удалось выхлопотать для Абрамовых ведомственное жилье и предоставить квартиру на правах социального найма. Шесть лет назад Андрей, Оксана и их дети Анастасия и Арсений справили новоселье.

Гран-при за «Серую Шейку»

Абрамов вспоминает лучшие спектакли Трусова — «Бременские музыканты», «Хозяйка Медной горы», «Проделки великого Мертвиарха», «Нет повести печальнее на свете», конечно, «Иванов» — и гордится, что принимал участие в их создании. В начале нулевых Андрей сам получил режиссерское образование в Московском государственном университете культуры и искусств и после ухода О. М. Трусова из тульского театра сам начал ставить спектакли. Одна из его работ — «Серая Шейка» по сказке Д. Мамина-Сибиряка — получила главный приз Межрегионального фестиваля «Золотое колечко» во Владимире, диплом «Лучшая работа режиссёра» на VI Международном фестивале «Рабочая лошадка» в Набережных Челнах и премию престижного фестиваля «Муравейник» в Иванове.

«Серая Шейка» произвела сильное впечатление на коллег-кукольников, сразу три российских театра — Смоленский, Калужский и Калининградский — попросили Абрамова поставить этот спектакль на их сценах.

— Нам важно было рассказать эту историю так, чтобы она не выглядела слишком слезливой, но при этом оставалась трогательной. Мы придумали, что всё должно быть на контрасте: трепетные, проникновенные сцены, способные вызвать слезы, перемежаются со смешными,— говорит Андрей.— Мне очень повезло с актерами — Антоном Акимовым и Михаилом Абрамовым. Талантливые ребята, молодые — они еще не успели стать снобами, как это часто бывает в нашей профессии…

В соответствии с замыслом Абрамова, историю Серой Шейки рассказывают веселые охотники на привале. Маленькие зрители сидят не в зале, а прямо на сцене, поэтому полностью погружены в театральное действо. При этом все чудесные преображения природы происходят на их глазах — в спектакле активно задействованы мультимедиа.

Андрея Абрамова довольно часто приглашают ставить спектакли в других городах, сейчас он заканчивает работу над «Влюбленной вороной» — там всё построено на фокусах, секреты которых раскрываются на глазах у зрителей, при этом иногда происходят чудеса, остающиеся необъясненными…

…Старшая дочь Абрамовых, Анастасия, недавно вышла замуж. Младшему, Арсению, 14 лет.

— Анастасия окончила медколледж, работает. Арсений довольно долго увлекался лепкой миниатюрных солдатиков и оружия, делал поразительные вещи: например, автомат Калашникова величиной с ноготь, со всеми техническими подробностями, даже с затвором — я с лупой рассматривал,— с гордостью говорит Андрей.— Он очень остроумный парень, музыкальный. Попросил на день рождения подарить гитару, сейчас сидит, занимается часами. А недавно в его класс пришли из школьной театральной студии — искали мальчиков для спектакля по повести «Чучело». Арсений согласился — и его неожиданно утвердили на главную роль...

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама