Вторник 14 июля

Макаровец — это тульский бренд

Назад

27 Марта 2020 00:15

 0
Общество

Автор: фото из архива «Молодого коммунара»

Фото: материал предоставлен пресс-службой «СПЛАВА»

Да, к этому привыкли многие — и те, кто знал его хорошо, и те, кто только слышал о Герое России, академике, лауреате Ленинской и Государственных премий, обладателе множества наград и званий, депутате, в течение 30 лет возглавлявшем одно из крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. 

Куда ж деваться с подводной лодки

Меж тем, в Тулу он переехал только в 1985 году из Бийска, где начинал сразу после выпуска из Тульского механического института и прошел путь от рядового инженера до заместителя генерального директора НПО «Алтай».

В городе оружейников Николай Александрович возглавил НПО «СПЛАВ», который сегодня по праву носит имя А. Н. Ганичева, давшего миру знаменитую РСЗО «Град». Директорский корпус тульской оборонки Макаровца принял. И если сегодня сказать кому-то, что Николай Александрович — не туляк, то первой реакцией будет удивление. Хотя, насколько известно, на Алтае его тоже считают своим…

А родился он в небольшом городке Кролевец Сумской области. В детстве мечтал о службе на флоте. Но в военное училище он не прошел по состоянию здоровья. Золотая медаль открывала для Макаровца двери самых престижных вузов Москвы, Ленинграда, Киева. Он выбрал Тулу, Механический институт, который считался лучшей оружейной школой страны. Выбрал и впоследствии никогда об этом не жалел.

Стоит сказать, что на подводную лодку Макаровец всё же попал — в качестве члена госкомиссии участвовал в пуске ракет. За работу по созданию двигателей этих ракет он получил Ленинскую премию.

Верность делу и долгу

В НПО «Алтай» Макаровец прошел — ступенька за ступенькой — весь путь с самого начала. Легко не было. Но трудности только закаляли характер.

— Горько видеть, когда молодым людям не хватает терпения, хочется всего и сразу, даже в ущерб собственному будущему,— поделился однажды Николай Александрович.— Я когда-то поехал в Бийск на зарплату в 110 рублей, а повышенная стипендия в институте у меня была 135 рублей.

И все-таки молодость брала свое. Он любил со смехом вспоминать, как однажды, сразу после покупки в Москве подержанного «Москвича-408, они с друзьями решительно отправились в автопутешествие из столицы в… Бийск. А это, между прочим, 12 000 км. Тронулись с одной свечой в качестве запчасти и ящиком водки „Столичной“ — валютой тех лет. По пути посетили Кавказ и Среднюю Азию, не пропустили и достопримечательности — в общем, за месяц управились…

…В Туле в середине восьмидесятых тоже не всё было гладко. Едва приступив к работе, Николай Александрович обнаружил, что очередь на получение жилья среди работников предприятия составляет 800 человек. За пятилетку, пока вынужденно не свернули программу, ее удалось сократить до ста человек. Но и потом на «СПЛАВе» находили возможность помочь с улучшением жилищных условий.

Но дело не только и не столько в жилье. За время работы Макаровца генеральным директором «СПЛАВа» предприятие почти вдвое увеличило производственные мощности, освоило выпуск новых изделий для Минобороны и выпуск наукоемкой и высокотехнологичной гражданской продукции. Работать здесь престижно, а молодежь, помимо достойной зарплаты, развитой социальной инфраструктуры, ценит еще и возможность профессионального роста. Так было при Николае Александровиче, такая политика на «СПЛАВе» и в настоящее время.

Мы помним!

Игорь Владимирович Иванов, главный конструктор по направлению ВМФ:

— Николай Александрович был в курсе дел абсолютного большинства работающих на «СПЛАВЕ» молодых специалистов. При этом, чтобы составить верное впечатление, он не расспрашивал специально о ком-либо — ему было достаточно упоминаний, намеков. Тем не менее, в итоге у него формировались абсолютно точные оценки. Трудно сказать, как ему удавалось это делать, но всякий раз это у него получалось замечательно!

Геннадий Васильевич Калюжный, советник управляющего директора «СПЛАВА»:

— Николай Александрович умел чрезвычайно быстро и точно находить ответы на самые неожиданные вопросы. Мне запомнилось, как на выставке в Индии, где мы впервые представили «Смерч» и видеоматериалы о его работе, состоялась большая пресс-конференция. Какое-то время Николаю Александровичу задавали технические вопросы, но ближе к завершению журналистка одного из английских изданий вдруг спросила его о фильме, где «Смерч» выполнял свой залп в Кувейте:

— Ваши ракеты оставляют много дыма! Зачем вы отравляете природу?

Все присутствующие буквально опешили, а Николай Александрович как ни в чем не бывало спокойным голосом ответил:

— Вы обратили внимание на то, где стреляет «Смерч»? Это же пустыня, песок. Никакого ущерба природе это не приносит.

В другой раз к нам на предприятие приехала военная делегация из Египта. Мы подготовили доклады, развесили плакаты. Большинство из приехавших гостей были в красивых мундирах, с аксельбантами. Рассказав им о наших системах, Николай Александрович предложил гостям задавать вопросы. Наступила небольшая заминка и тут один из египетских генералов спросил:

— Мы ехали к вам в Тулу по хорошему шоссе, вокруг была красивая природа, но много полей не засеяно. Почему вы так плохо используете свою землю?

Николай Александрович посмотрел на начавших было посмеиваться гостей своим добрым взглядом и, ни на секунду не замешкавшись, сказал:

— У нас в стране принята такая технология земледелия — после урожая поле должно в течение года отдохнуть.

Египтяне доброжелательно заулыбались, после чего начался заинтересованный диалог о боевых системах, созданных на нашем предприятии.

Надежда Ивановна Калугина, директор Тульского государственного музея оружия:

— Николай Александрович был для нас другом и наставником — все работники музея оружия ощущали это очень хорошо. Он не только откликался на наши приглашения, но и часто сам проявлял инициативу, чтобы встретиться с нами, или приглашал нас к себе на «Сплав». При этом он всегда оставался человеком очень простым в общении, человеком, обладавшим высокой внутренней культурой.

Он являлся руководителем, для которого была характерна невероятная мудрость, основательность подхода к любому делу. Всегда привлекали его организаторский талант и чувство нового, его глубочайшая человечность и деликатность.

Совокупность этих черт одновременно и притягивала к нему, и поражала, поскольку для нас всех он, в первую очередь, был Героем России, руководителем «СПЛАВА» — предприятия, обладающего непререкаемым авторитетом, мирового лидера в своей области.

Валерий Наумович Эйхенвальд, главный конструктор направления ФЦДТ «Союз»:

— С Николаем Александровичем мы учились в одной группе в Тульском механическом институте. Группа была необычной — она практически вся состояла из медалистов. Мы были рядом все пять лет учебы, два лета на целине, на военных сборах и во время работы над дипломом, руководителем которого у нас стал Юрий Александрович Победоносцев — один из создателей «катюши». В дальнейшем, работая в одной отрасли — я в подмосковном НИИ-125, а он в бийском НИИ-9,— мы нередко встречались, и время от времени я узнавал что-то новое о его делах.

Однажды Борис Петрович Жуков, руководитель НИИ-125, спросил меня о наших отношениях с Николаем Александровичем. Не зная, с чем был связан этот вопрос, я сказал ему, что мы вместе учились, продолжаем по-товарищески общаться. В ответ Борис Петрович сообщил, что видел его на совете главных конструкторов в Днепропетровске. А завершая свой рассказ, Жуков отметил: «Николай Александрович очень мыслящий человек. Он чрезвычайно гибко и умело себя ведет, не вступает в конфронтацию. Тем не менее, он стремится добиться своего».

Через несколько лет мне довелось оказаться в Туле, как раз в те дни, когда Николай Александрович возглавил НПО «Сплав». Узнав об этом, он оставил меня у себя переночевать. Тот вечер оказался наполнен воспоминаниями, рассказами. Но главным потрясением для меня стала показанная им тетрадь, куда он, староста нашей студенческой группы, в течение нескольких десятилетий записывал всё, что относилось к нашим однокашникам — об их повышениях по службе, житейских проблемах, болезнях и о помощи, которую он смог им оказать…

Наши партнеры
Реклама