Пятница 05 июня

На Туламашзаводе изобретатель - это профессия

Назад

14 Февраля 2020 06:33

 1
Общество

Автор: Юлия БЕРЕЗОВСКАЯ, Елена КОЛОБАЕВА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Инженерные кадры в АО «АК „Туламашзавод“ сильны традиционно. В советские времена, например, выпускники Тульского политехнического института считали за честь распределиться на это предприятие, известное грамотным подходом к подготовке, расстановке и обучению специалистов. Сильная, продуманная кадровая политика отличает Туламаш- завод и сегодня. Недаром его инженеры из года в год доказывают свою профессиональную состоятельность не только на работе, но и в региональном конкурсе «Инженер года». Вот и в этот раз среди лучших инженеров и изобретателей — туламашзаводовцы.

Люди, которые делают… всё

К технарям в Туле всегда относились с пиететом, что при таком количестве промышленных предприятий, в общем, и неудивительно. В городе оружейников заводы своих технических специалистов старались сохранить даже в те времена, когда на рынок — в прямом смысле этого слова — вышел едва ли не каждый второй. Что уж говорить про последние годы, когда на государственном уровне признали ведущую роль высокопрофессиональных инженерных кадров как необходимое условие успешного развития экономики.

Все эти мысли так или иначе озвучивал практически каждый участник традиционной научно — практической конференции, приуроченной к Дню российской науки, в рамках которой чествовали победителей двух, по сути, очень близких конкурсов «Инженер года — 2019» и «Лучший изобретатель Тульской области — 2019».

— Всё, что нас окружает,— это творения интеллекта и рук инженеров,— отметил открывавший работу конференции Александр ЧУКОВ, директор Института высокоточных систем им. В. П. Грязева.— И на мой взгляд, проведение конкурсов подстегивает инженеров проводить интересные научные исследования, стимулирует их творческую деятельность. Особенно приятно, что в эту работу втягиваются не только молодые специалисты, но и студенты старших курсов технических специальностей. Тула — промышленный центр, и, естественно, изобретательство — одно из направлений деятельности любого нашего предприятия, и потребность в изобретателях огромная.

Спорить с последним бессмысленно — каждый директор завода подтвердит, что именно инженеров и изобретателей стоит поддерживать, привлекать и воспитывать в том случае, если руководитель заинтересован в развитии производства, в том, чтобы выпускать действительно конкурентоспособную продукцию. Здесь главное — овладеть искусством соблюдать баланс, максимально эффективно использовать как проверенные временем решения, так и инновационные методики.

И это вполне удается коллективу Туламашзавода, который из года в год удостаивается множества как федеральных, так и региональных наград в технической сфере. Вот и по итогам 2019 — го лауреатами конкурсов «Инженер года» и «Лучший изобретатель Тульской области» стали четверо туламашевцев.

—Туламашзавод — это прежде всего команда профессионалов,— неоднократно отмечал Герой Труда РФ, генеральный директор АО «АК „Туламашзавод“ Е. А. ДРОНОВ.— В команде сочетаются опыт и знания заводских старожилов и инициативы, энтузиазм молодых специалистов. За последние два десятилетия в жизни предприятия произошли огромные изменения. С 2002 года постоянно растут объемы производства, прибыль, уровень заработной платы. Идет освоение и постановка на производство новых изделий — как оборонных, так и гражданского и двойного назначения. Это результат продуманной экономической и социальной политики, масштабного техперевооружения, внедрения современных технологий, качественной подготовки кадров…

Дедушкина внучка

Собственно, выбора при выборе будущей профессии у лауреата конкурса «Инженер года — 2019» Марии КОРНЕВОЙ не было. Её дед — легендарный профессор ТулГУ, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почётный профессор Московского станкоинструментального университета Иосиф Абрамович Коганов, которого называют основоположником тульской научной школы технологов-машиностроителей, признанной ведущей в России. И надо сказать, что его работа, как у каждого талантливого ученого, стенами вуза не ограничивалась.

— Сколько я себя помню, к нему всегда приходили ученики,— рассказывает Мария Корнева.— Дедушкин стол был завален чертежами и деталями. В доме вечно велись какие — нибудь дискуссии на технические темы. И эта атмосфера была для меня естественной.

Конечно, когда пришла пора определиться с университетом, Мария решила пойти по стопам деда (да и родителей, которые тоже технари) и поступила в ТулГУ на специальность «Технология машиностроения». Студенческие годы промелькнули быстро, учиться у знающих свое дело педагогов девушке было легко и интересно.

Получив диплом, она сразу же устроилась по специальности инженером-технологом в одну из коммерческих фирм. Несколько лет жизнь текла своим чередом. Мария Игоревна стала заместителем начальника механосборочного цеха, защитила кандидатскую диссертацию на тему «Обоснование конструктивно — технологических параметров режуще — выглаживающего инструмента для повышения качества латунных тонкостенных заготовок».

А потом в жизни фирмы начался сложный финансовый период, и молодой женщине сообщили, что в ее услугах больше не нуждаются. И тогда Мария Корнева пришла на Туламашзавод инженером — технологом второй категории в одно из дочерних предприятий — АО «ИТО — Туламаш». Как сейчас она сама признаётся, сначала разница с коммерческой структурой ошеломляла.

— Первое время я только и делала, что ходила и смотрела, как люди работают. Уж очень сильно отличалось производство от того, чем я занималась до этого,— говорит Мария.— Хотя, надо сказать, меня как молодого сотрудника берегли — учили всему охотно, старались помочь, подсказать. У нас вообще сложился замечательный коллектив — и в человеческом плане, и в профессиональном. Последнее, кстати, очень ценно — для меня как для инженера важно, что выдвинутая мной мысль мгновенно подхватывается, развивается. В такой атмосфере трудиться легко и на работу приходишь, как домой.

Сейчас Мария Игоревна Корнева — заместитель начальника конструкторско-технологического бюро (КТБ) производства штампов и пресс — форм цеха АО «ИТО — Туламаш».

В зоне ответственности этой хрупкой обаятельной женщины — разработка и корректировка чертежей изделий, технологических процессов, проектирование нестандартной оснастки, подготовка программ для оборудования с ЧПУ. Она также отвечает за изготовление и сборку изделий в цехе, оперативно решая возникающие проблемы. Руководители отмечают, что М. Корнева стала автором ряда оригинальных технологических решений, позволивших заметно оптимизировать производственный процесс.

Мария вообще относится к числу тех счастливых людей, которые не ошиблись с выбором профессии. Любимое дело не надоедает с годами — напротив, служит практически неиссякаемым источником сил и вдохновения. И к ней явно перешла часть педагогического таланта деда — о своей непростой работе она рассказывает так легко, что суть ее понятна даже убежденным гуманитариям.

— Благодаря пресс — формам люди получают массу нужных изделий,— поясняла она перед церемонией награждения группе журналистов.

Сейчас Мария Игоревна и ее коллеги из КТБ уделяют особое внимание изготовлению сложных пресс — форм для литья пластмасс под давлением. При их проектировании используются автоматизированные системы, а при производстве — новые виды обработки и способы формообразования на основе высокопроизводительных режущих инструментов и электрофизических методов. Это общий проект, цель которого — сокращение трудоемкости технологической подготовки производства.

— Я считаю, что у меня очень интересная и творческая профессия,— парирует Мария реплику о некотором, скажем так, однообразии выбранного ею дела.— Достаточно осознавать простую вещь: каждый раз, благодаря в том числе и мне, из неоформленного страшноватого черного куска металла рождается практически произведение технического искусства, которое будет приносить людям пользу.

Мария Корнева считает, что сделала правильный выбор, когда пришла работать в АО «ИТО — Туламаш». После работы в коммерческом секторе для нее стали особенно важными стабильность, возможность профессионального роста и развития, гарантия того, что тебе обеспечат здоровые условия труда. И сейчас она вполне уверена в завтрашнем дне.

Дел у молодого специалиста, конечно, много. Однако хватает времени и на семью, где подрастают два сына, и на занятия любимой йогой. Она даже без отрыва от производства окончила магистратуру по направлению «Стандартизация и метрология». Говорит, как раз в ИТО — Туламаш ее научили грамотно распределять собственное время.

— Вообще, когда человек занимается тем, что ему действительно нравится,— его хватает на всё,— убеждена Мария Корнева.— А я, мне кажется, на своем месте…

Потребность в движении

На самом деле, если чуть внимательнее изучить историю АО «АК „Туламашзавод“, то поймешь, что людей не на своем месте здесь просто нет. Равно как и нет тех, кто равнодушно относится к тому, чем занимается.

Так, например, главного специалиста по двигательному производству АО «АК „Туламашзавод“ А. А. ПЛЕШАНОВА, ставшего лауреатом конкурса „Лучший изобретатель Тульской области — 2019“, коллеги нередко называют главным инициатором множества творческих проектов.

При непосредственном участии Альберта Александровича выполнен комплекс работ по проектированию, испытаниям и обеспечению серийного производства первого в России малогабаритного одноцилиндрового высокооборотного дизеля с тактико — техническими характеристиками на уровне лучших мировых образцов. В конструкции дизеля применены оригинальные технические решения, позволившие в дальнейшем разработать на его основе более мощные модификации. Двигатели оснащены позисторным устройством предпускового подогрева масла и системой дополнительного охлаждения, которые обеспечивают уверенный запуск и работу дизеля даже при минус или плюс 50 оС.

К сожалению, в силу некоторых обстоятельств Альберт Александрович не смог прийти на торжественную церемонию вручения наград лучшим изобретателям, но не вспомнить о нем было бы неправильно хотя бы потому, что многие образцы знаменитой гражданской продукции Туламашзавода работают как раз на его двигателе.

В усовершенствовании дизеля принимает участие и коллега Альберта Александровича, ведущий инженер — конструктор конструкторского отдела двигателей АО «АК „Туламашзавод“ Е. А. МЕДВЕДЕВ. В 2017 году его работа в этом направлении была отмечена стипендией Президента Российской Федерации.

Евгений Медведев разрабатывает эскизные, технические и рабочие проекты деталей и узлов дизеля, используя средства автоматизированного проектирования. Современные технологии открыли для конструкторов почти неограниченные возможности трехмерного моделирования, которое позволяет анализировать данные изделия еще на этапе их проектирования. Но это означает и то, что самим разработчикам приходится постоянно совершенствоваться — изучать достижения мировой науки и техники, перенимать передовой опыт конструирования и производства аналогичных изделий. Евгений Алексеевич, несмотря на то что студенческую скамью покинул почти сорок лет назад, в процессе профессионального развития не останавливался ни разу. Недаром многократно становился лауреатом заводской премии, был отмечен различными наградами, а по итогам 2019 года получил звание лучшего инженера.

— Такие события мотивируют, хочется работать больше и лучше,— говорит Евгений Алексеевич.— Мы выполняем важную миссию: подобного рода двигатели в России выпускает только наш завод, и я этим горжусь.

Я не хочу судьбу иную…

Жизнь непредсказуема. Иной раз она закладывает такие траектории, что, оглядываясь назад, на прожитые годы, порой только и остается пожать плечами. Вот и начальник центра автоматического проектирования Туламашзавода, лауреат конкурса «Инженер года — 2019» Н. Л. ПЛАТОНОВ о путях, приведших его с берегов Белого моря к заводской проходной в сердце оружейной столицы, отвечает коротко: «Так уж вышло…»

Его детство и юность прошли в Северодвинске. Этот город в тридцатые годы прошлого столетия появился на карте Советского Союза как рабочий поселок при судостроительном предприятии. И родители Николая Львовича были судостроителями, трудились на производстве стратегических подводных лодок. Отец носил звание заслуженного работника отрасли.

Мог пойти по его стопам и сын. После школы он уехал учиться во Владимирский политехнический институт на, как сам говорит, «обычную профессию» — инженера-механика. Но, защитив с отличием диплом, в феврале 1980 года по распределению он устроился на Туламашзавод.

Платонов начинал трудовую деятельность инженером — конструктором в отделе мотопроизводства. Приложил руку к разработке и внедрению в серийное производство двигателей для мотоциклов «Тула», грузовых мотороллеров «Муравей» и «Муравей 2 М — 02». Марка «Муравей» стала легендой. Мотороллеры людям полюбились за маневренность, большую грузоподъемность при сравнительной компактности и, конечно, за доступность.

Коллектив инженеров — конструкторов между тем почивать на лаврах не собирался.

— У нас родились планы освоить производство дизеля,— рассказывает Николай Львович.— Начали его разрабатывать, и получилось!

Так, на машзаводе было налажено производство базовых моделей семейства малокубаторных дизельных двигателей, а впоследствии разработана гамма изделий на базе дизелей для нужд силовых структур, Военно — морского флота и МЧС. Это дизель — насосные агрегаты для аварийно-спасательных работ, дизель — генераторные и мобильные пожарные установки.

Николай Львович вспоминает, что самым сложным периодом в его работе, да и в жизни всего предприятия были, пожалуй, годы перестройки. Тогда многие покинули производство.

— Прежний коллектив уменьшился примерно на две трети,— рассказывает начальник Центра автоматизированного проектирования.— Многие искали лучшей жизни. Остались на заводе, наверное, патриоты…

Верные делу своей жизни заводчане сумели вывести предприятие на новый уровень. В нулевых началось перевооружение производства. Платонов, в 1998 году возглавивший Центр проектирования новых изделий, принимал активное участие в разработке перспективных изделий как военного, так и гражданского назначения.

При модернизации советских артиллерийских комплексов уже широко применялись современные информационные технологии и программные комплексы. На III Международном военно — морском салоне МВМС — 2007 в Санкт — Петербурге Туламашзавод представил новую артиллерийскую установку «Дуэт». В короткие сроки и с минимальными затратами на оснащение удалось освоить производство на современном оборудовании зенитных комплексов. Коллектив инженеров разработал интерактивную технологию сборки — разборки изделий спецназначения, позволившую сократить время на освоение производства.

Одновременно работали над расширением номенклатуры средств малой механизации, выпускаемых АО «АК „Туламашзавод“. Среди них — газонокосилки, снегоуборщики, мотоблоки и мотокультиваторы „Тарпан“. За без малого тридцать лет присутствия на рынке „Тарпаны“ получили статус надежной техники. Добротные и оснащенные экономичными двигателями агрегаты пользуются большой популярностью у садоводов не только в России, но и в странах ближнего зарубежья.

За долгую и насыщенную трудовую биографию Николай Львович собрал целую коллекцию регалий и наград. Неоднократно становился лауреатом заводской премии и премии имени С. И. Мосина, четырежды признавался лучшим изобретателем Тулы. В 2016 году пяти работникам Туламашзавода по итогам конкурса присуждена премия в сфере науки и техники имени Б. С. Стечкина за создание линейки корабельных малокалиберных артиллерийских установок с повышенными тактико — техническими характеристиками и сниженной радиозаметностью.

На счету Н. Л. Платонова 10 научных публикаций и более 50 патентов на изобретения, внедрение которых в производство позволило улучшить технические характеристики изделий и получить значительный экономический эффект.

И при этом он старательно избегает расспросов о себе, отшучиваясь: «Со мной неинтересно беседовать, всю жизнь на одном заводе…» Зато охотно говорит о коллективе возглавляемого центра и новых разработках.

— Мы снова занимаемся транспортными средствами,— рассказывает он.— Как и мотороллеры, новое транспортное средство носит имя «Муравей», но это уже совсем другое изделие. Сейчас оно предназначено для заводских и межзаводских перевозок, но и мотороллеры когда — то имели такое назначение и лишь потом стали продаваться населению. Так что мы рассчитываем увидеть наше транспортное средство на дорогах общего пользования.

Принципиальное отличие нового внутризаводского транспортного средства (ВТС) по сравнению с отечественными и зарубежными аналогами в использовании гибридного привода — электрического от дизель-генераторной установки собственного производства и аккумуляторной батареи. Такое решение и экономично, и экологично, и комфортно — внутри заводских помещений переход на батарею обеспечивает бесшумную работу.

Компактный, маневренный и при этом в лучших традициях «Муравья» обладающий высокой грузоподъемностью транспорт уже оценили коллеги — изделие приобрел Тульский оружейный завод, ну и, конечно, родной Туламашзавод.

С предприятиями, где используют ВТС, разработчики наладили регулярную обратную связь. Бывают и замечания, и предложения по улучшению машины. Работа над совершенствованием «Муравья» нового поколения продолжается.

Транспортное средство — отличное решение не только для механизации транспортных процессов на территориях предприятий, организаций и промзон. Неоднократно отмечалось, что компактная и маневренная машина очень перспективна для применения в сфере ЖКХ. Скажем, в кабине «Муравья» может разместиться бригада из двух человек, а в кузове — генератор или помпа. Для работы, например, во дворах это более чем подходящая техника.

Создано и несколько образцов для полицейского патрулирования. Транспорт был бы удобен для использования правоохранителями в общественных пешеходных пространствах — парках, набережных.

— Интерес к «Муравью» есть,— говорит Платонов.— Внешне машина очень привлекательна, экологична, ее характеристики соответствуют всем требованиям.

У Центра проектирования новых изделий, по словам его руководителя, есть и другие разработки, в том числе — гражданской продукции. Ведь предприятие в соответствии с задачей, поставленной Президентом России, ориентировано на поиск путей для диверсификации производства.

Секретов Николай Львович, конечно, не раскрывает, но подчеркивает, что руководство Туламашзавода поддерживает изобретательскую деятельность.

— У нас творческая работа и есть возможности для развития,— уверен Платонов.— Молодежь сейчас начинает это ценить. В последние годы я замечаю, как растет среди выпускников школ интерес к промышленным предприятиям. Раньше всё больше в юристы и экономисты шли, а сейчас и технические специальности выбирают, приходят на завод инженеры. Это очень хорошо — нам нужна «молодая кровь». Тем более что на предприятии многоступенчатая система поощрений, есть перспективы научного, творческого, карьерного роста.

Под началом Николая Львовича трудятся сегодня шесть молодых специалистов. А значит, будет завтрашний день, и с ним — новые изобретения, передовые технологии, востребованные изделия. И еще не раз вслед за Платоновым припомнит кто — то слова старой песни: «Я не хочу судьбу иную. Мне ни на что не променять ту заводскую проходную, что в люди вывела меня…»

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение

Комментарии

ттк, 14.02.20 07:11
И все таки интересно кто это такой был-всероссийский староста. И он ведь был в 1999 году. А может и сейчас живой. Интересно резидент или программируемый тяпок. Говорю же мы всех закопаем. Вашими же нацпроектами. К этим выборам не получится, а к 2024 году в самый раз. А че там с матом в один ход, сам с собой играешь. Прапорщик.
Наши партнеры
Реклама