Догоним и перегоним Урюпинск
03 апреля 2018 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
«Молодой коммунар» вместе с экспертом — руководителем тульской организации Союза дизайнеров России Виктором Сумароковым — рассмотрел предлагаемые варианты.
«Тула — логотипная столица России»,— написал в соцсети один из комментаторов очередного голосования по выбору очередного бренда.
«Ну раз президент доверяет народу выбрать название для ракеты, то с логотипом мы
В целом же сетевая публика, обсуждая, к примеру, логотипы празднования
«Конкурс рисунков на асфальте. Это профессиональные дизайнеры? Серьёзно?»
«Все, блин, как из „Мурзилки“ срисованные!»
«Есть ощущение, что это
«Никак нас не отпустит наша история. Все эти шрифты под старину… лапти, огурцы, балалайки. Неужели нельзя предложить
«Двадцать первый век на дворе! Ну пусть делают молодые! Нельзя же всю жизнь рисовать: „СЛАВА КПСС“.
«Не надоело выбирать логотипы? Такой крупный юбилей — это возможность реализовать образовательные и культурные проекты, а не распылить деньги на ерунду».
Два раза по 500
Узнав о том, что в Туле нарисовали и теперь выбирают логотип для юбилея кремля, Виктор Сумароков удивился, ведь он ещё восемь лет назад выполнил эту работу и даже получил за это деньги.
— Как оказалось, тогда отмечалось начало строительства кремля, а теперь мы готовимся отметить его завершение,— улыбается Виктор Валериевич.— Первое, что приходит в голову, когда смотришь на эти картинки: все они нарисованы одним или максимум двумя дизайнерами, причём весьма на скорую руку. Здесь не за что зацепиться. В половине вариантов использован даже одинаковый шрифт под названием «Доброзрачный»…
Шрифт и правда весьма популярный: в интернете ему посвящена целая страница, где его описывают как «модерновый» и «вязеподобный», приводят исполненные им буквы кириллицы и латиницы и… предлагают купить.
— Ничего удивительного: у каждого шрифта есть свой владелец, большинство начертаний содержатся в общей базе и охраняются законом об авторском праве и интеллектуальной собственности,— продолжает Сумароков.— Использовать их можно только с разрешения собственника и за определённую плату, впрочем, относительно невысокую, 1800–4000 рублей за начертание. Но если вы без разрешения использовали шрифт в логотипе бренда, который уже продаётся, то штраф может быть больше на порядки, и такие разбирательства — не редкость…
Об авторах представленных в Туле логотипов на сайте голосования ничего не сообщается, не знает о них и председатель регионального союза дизайнеров: работали ли эти люди за деньги, и вообще — кто они, как получили задание на разработку и посредством чего его выполняли (лицензионное программное обеспечение тоже стоит немалых денег).
Впрочем, логотип, в отличие от бренда (здесь более широкая трактовка),— понятие не юридическое, это по сути всего лишь буквы и некое изображение. Другое дело — «товарный знак» или «знак обслуживания», который регистрируется и пользуется юридической охраной. В какой форме будет использоваться логотип кремля, тоже пока неизвестно.
К примеру, им могут быть отмечены фирменные сувениры, которые в праздничные дни неплохо продаются и пользуются популярностью у туристов.
— В этом случае логотип может приносить деньги, и попытки сделать это в Туле были,— рассказывает Виктор Сумароков.— В 2007 году я нарисовал так называемый «знак Тулы» с узнаваемыми элементами, частью герба города и т. д. Предполагалось, что за его использование те же предприниматели должны платить в городской бюджет, то есть это способ пополнения казны. При этом, как именно его использовать, могли решать городские власти, например — отмечать им только лучшие товары. Но проект так и не был запущен…
Как придумать уникальность
Логотипизация, или, в более широком смысле, брендирование городов — занятие не новое. Но
Знаменитое на весь мир признание в любви к
— В любом случае, за два часа никакую региональную идентичность не изобретёшь,— считает дизайнер Виктор Сумароков, вглядываясь в предложенные варианты логотипов для 14 населённых пунктов Тульской области.— А судя по всему, всё происходило именно так: московский эксперт объезжал по
Успешных региональных брендов, по мнению дизайнера, в России очень мало или практически нет. Есть закрепившиеся штампы, которые можно использовать в этих целях, например, при слове «пряник» у абсолютного большинства россиян первым возникнет определение «тульский».
На подобном эффекте основан логотип Урюпинска Волгоградской области — «столицы российской провинции». Его автор, дизайнер Василий Дубейковский, так увлёкся своим детищем, что переехал жить в этот город, чтобы на месте формировать региональную идентичность.
Группа дизайнеров в Томске придумала целую стратегию продвижения и выпустила линейку уникальных сувениров, в которой более двух тысяч наименований. Причём используются самые нетривиальные идеи: например, приглашённые художники выходят на городские улицы и делают зарисовки, которые затем наносятся на сувенирную продукцию.
— Голосование по брендам для Ясногорска, Белёва, Тёплого, Арсеньево, Плавска, Волово, Дубны и других городов завершено, и теперь очень бы хотелось увидеть, как и где эти логотипы будут использоваться. Очевидно, что на турпоток они не повлияют никаким образом, а нюансы, которыми сопровождалось это логотипотворение, к сожалению, дискредитировали всю идею. Большинство людей говорят о брендинге, не понимая, о чём идёт речь. Ведь существуют теории гармонии и композиции, визуальная эргономика изображения — и всем этим должен заниматься, конечно, профессионал, а не дилетант или любитель, пусть даже хорошо знающий и любящий свой город,— считает В. Сумароков.