Догоним и перегоним Урюпинск

Назад

03 апреля 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Только-только подведены итоги выборов брендов для 14 малых населённых пунктов Тульской области, а жителям вновь предлагают голосовать — теперь за логотип грядущего 500-летия тульского кремля. Не за горами и следующий плебисцит: будем выбирать логотип для новогодней столицы России.

«Молодой коммунар» вместе с экспертом — руководителем тульской организации Союза дизайнеров России Виктором Сумароковым — рассмотрел предлагаемые варианты.

«Тула — логотипная столица России»,— написал в соцсети один из комментаторов очередного голосования по выбору очередного бренда.

«Ну раз президент доверяет народу выбрать название для ракеты, то с логотипом мы как-нибудь справимся»,— комментирует другой участник обсуждения.

В целом же сетевая публика, обсуждая, к примеру, логотипы празднования 500-летия тульского кремля, как водится, строга. Вот лишь некоторые комментарии:

«Конкурс рисунков на асфальте. Это профессиональные дизайнеры? Серьёзно?»

«Все, блин, как из „Мурзилки“ срисованные!»

«Есть ощущение, что это какой-то один человек на ставке».

«Никак нас не отпустит наша история. Все эти шрифты под старину… лапти, огурцы, балалайки. Неужели нельзя предложить что-то современное?»

«Почему-то никак не хотят работать для всех… не зная русского, ни один турист-иностранец не отличит логотип тульского кремля от московского…»

«Двадцать первый век на дворе! Ну пусть делают молодые! Нельзя же всю жизнь рисовать: „СЛАВА КПСС“.

«Не надоело выбирать логотипы? Такой крупный юбилей — это возможность реализовать образовательные и культурные проекты, а не распылить деньги на ерунду».

Два раза по 500

Узнав о том, что в Туле нарисовали и теперь выбирают логотип для юбилея кремля, Виктор Сумароков удивился, ведь он ещё восемь лет назад выполнил эту работу и даже получил за это деньги.

— Как оказалось, тогда отмечалось начало строительства кремля, а теперь мы готовимся отметить его завершение,— улыбается Виктор Валериевич.— Первое, что приходит в голову, когда смотришь на эти картинки: все они нарисованы одним или максимум двумя дизайнерами, причём весьма на скорую руку. Здесь не за что зацепиться. В половине вариантов использован даже одинаковый шрифт под названием «Доброзрачный»…

Шрифт и правда весьма популярный: в интернете ему посвящена целая страница, где его описывают как «модерновый» и «вязеподобный», приводят исполненные им буквы кириллицы и латиницы и… предлагают купить.

— Ничего удивительного: у каждого шрифта есть свой владелец, большинство начертаний содержатся в общей базе и охраняются законом об авторском праве и интеллектуальной собственности,— продолжает Сумароков.— Использовать их можно только с разрешения собственника и за определённую плату, впрочем, относительно невысокую, 1800–4000 рублей за начертание. Но если вы без разрешения использовали шрифт в логотипе бренда, который уже продаётся, то штраф может быть больше на порядки, и такие разбирательства — не редкость…

Об авторах представленных в Туле логотипов на сайте голосования ничего не сообщается, не знает о них и председатель регионального союза дизайнеров: работали ли эти люди за деньги, и вообще — кто они, как получили задание на разработку и посредством чего его выполняли (лицензионное программное обеспечение тоже стоит немалых денег).

Впрочем, логотип, в отличие от бренда (здесь более широкая трактовка),— понятие не юридическое, это по сути всего лишь буквы и некое изображение. Другое дело — «товарный знак» или «знак обслуживания», который регистрируется и пользуется юридической охраной. В какой форме будет использоваться логотип кремля, тоже пока неизвестно.

К примеру, им могут быть отмечены фирменные сувениры, которые в праздничные дни неплохо продаются и пользуются популярностью у туристов.

— В этом случае логотип может приносить деньги, и попытки сделать это в Туле были,— рассказывает Виктор Сумароков.— В 2007 году я нарисовал так называемый «знак Тулы» с узнаваемыми элементами, частью герба города и т. д. Предполагалось, что за его использование те же предприниматели должны платить в городской бюджет, то есть это способ пополнения казны. При этом, как именно его использовать, могли решать городские власти, например — отмечать им только лучшие товары. Но проект так и не был запущен…

Как придумать уникальность

Логотипизация, или, в более широком смысле, брендирование городов — занятие не новое. Но по-настоящему успешный бренд формируется годами и, как правило, является сублимацией культурного наследия, своеобразного культурного кода, системы ценностей и идентичности людей, живущих на определённой территории.

Знаменитое на весь мир признание в любви к Нью-Йорку (с сердечком) утвердилось в умах американцев далеко не сразу, как и ещё один успешный бренд «I amsterdam». Такие примеры — и в мировом масштабе редкость, что уж говорить о Тульской области.

— В любом случае, за два часа никакую региональную идентичность не изобретёшь,— считает дизайнер Виктор Сумароков, вглядываясь в предложенные варианты логотипов для 14 населённых пунктов Тульской области.— А судя по всему, всё происходило именно так: московский эксперт объезжал по два-три района в день, где проводились фокус-группы с незанятыми в это время местными жителями и представителями власти. Задача, очевидно, стояла такая: не выйдем, пока не придумаем свою собственную уникальность…

Успешных региональных брендов, по мнению дизайнера, в России очень мало или практически нет. Есть закрепившиеся штампы, которые можно использовать в этих целях, например, при слове «пряник» у абсолютного большинства россиян первым возникнет определение «тульский».

На подобном эффекте основан логотип Урюпинска Волгоградской области — «столицы российской провинции». Его автор, дизайнер Василий Дубейковский, так увлёкся своим детищем, что переехал жить в этот город, чтобы на месте формировать региональную идентичность.

Группа дизайнеров в Томске придумала целую стратегию продвижения и выпустила линейку уникальных сувениров, в которой более двух тысяч наименований. Причём используются самые нетривиальные идеи: например, приглашённые художники выходят на городские улицы и делают зарисовки, которые затем наносятся на сувенирную продукцию.

— Голосование по брендам для Ясногорска, Белёва, Тёплого, Арсеньево, Плавска, Волово, Дубны и других городов завершено, и теперь очень бы хотелось увидеть, как и где эти логотипы будут использоваться. Очевидно, что на турпоток они не повлияют никаким образом, а нюансы, которыми сопровождалось это логотипотворение, к сожалению, дискредитировали всю идею. Большинство людей говорят о брендинге, не понимая, о чём идёт речь. Ведь существуют теории гармонии и композиции, визуальная эргономика изображения — и всем этим должен заниматься, конечно, профессионал, а не дилетант или любитель, пусть даже хорошо знающий и любящий свой город,— считает В. Сумароков.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных