Провал в тульской Долине смерти: мнение геологов

Назад

18 октября 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

16 октября на Щёкинском шоссе в районе лежащей под ним «Долине X» или, как называют туляки, «Долине смерти» обнаружен карстовый провал глубиной три метра.

 С 18 октября, то есть с сегодняшнего дня, трасса в этом месте будет перекрыта. Ремонт асфальтового полотна планируют завершить в декабре, а пока водителям советуют объезжать зону микрорайона Первомайский от улицы Киреевской до улицы Шевченко согласно схеме, которую мы публикуем ниже.

Происшествие неприятное, но хуже всего тот факт, что оно — не исключение из правил, а очередное в ряду подобных в Долине смерти и далеко не только в этом месте Тульской области. «Молодой коммунар» недавно рассказывал на своих страницах и на сайте (mk. tula.ru) в материале «В Тульской области ушли под землю лес и луг с коровами» о том, что от провалов не застрахованы многие территории региона. Так, лет тридцать назад в той же Долине смерти провалились березовая роща и луг с пасшимися на нем коровами, ухнули, словно их и не было, как в воронку от гигантского метеорита. В девяностые годы в тульской Щегловской засеке карстовые породы ушли из-под инженерного корпуса КБП, в котором, к счастью, никто не пострадал.

В этом мае выбежавший из дома на непонятный шум житель села Дедилово Киреевского района с ужасом увидел, как уходят под землю его сад и огород. Ямища образовалась глубиной 15 метров и диаметром около 30 метров. Исследования причин явления, на которые ушло 2 250 000 рублей, определили виновного — образование карстовых пород.

Люди, комментирующие события на сайте газеты, советуют отказаться от предложения регионального министерства по экологии и природным ресурсам засыпать провал в Дедилово (дело, мол, дорогостоящее и ненадежное), а рекомендуют сменить владельцу дома с злополучным огородом место жительства.

Советы давать дело нехитрое. Следовать им — вот задача, тем более если проблема с провалами касается чуть ли не половины жителей Тульской области. Дело в том, что практически вся её территория лежит на известняках, с той лишь разницей, что структура у них разная: есть твердые, а есть мягкие, последние и представляют серьёзную опасность при подмыве их подземными водами. К тому же выработанные или законсервированные шахты, которых в регионе более сотни, тоже оптимизма в отношении провалов не добавляют.

Что делать жителям Тульской области? И спасёт ли от карстовых «сюрпризов» локальное латание дыр, подобное начинающемуся сегодня ремонту Щёкинского шоссе? Вот что по этому поводу говорит специалист, геолог тульского ООО «Спецгеологоразведка» Елена Бутенкова:

— На Щёкинском шоссе это уже за последние два года — второй провал. Идёт ощелочение известняка за счёт воды, вызывающее вымывание породы,— говорит Елена Николаевна.— В Тульской области известняка много, но главная проблема в том, что залегает он часто неглубоко. Этим особенно страдают, например, Узловский, Щёкинский, Киреевский районы, ряд мест в Туле, в частности в Скуратово, где был внушительный провал лет семь назад… К тому же часто ненадежна шахтная «подвалка», так геологи называют некачественную консервацию подземных сооружений…

— А как себя ощущает север Тульской области, к примеру, Алексинский, Заокский районы?

— Известняка там тоже хватает, но он залегает глубже и покрыт глинистыми грунтами. К тому же меловые породы в ряде территорий не карстуются из-за большей твердости, чем мягкие и неглубокие известняки.

— И что нужно делать для того, чтобы не «вляпаться» в историю с провалами при строительстве новых объектов и прокладке дорог?

— Проводить геологические исследования. Например, специалисты ООО «Спецгеологоразведка» по заявке проектировщиков проводят бурение скважин на 50 и даже на 100 метров. Таким образом определяется глубина карстового известняка. Затем, исходя из данных бурения, мы проводим геофизические исследования, расчеты, оцениваем степени риска. Данные предоставляем проектным организациям, а они, опираясь на них, определяют, стоит ли браться за дело, а если да, то тщательно просчитывают глубину фундаментов и подбирают материалы для них, которые способны противостоять движению карстовых пород…

Следует добавить, что на ликвидацию очередного провала в Долине смерти планируется направить 13 миллионов рублей. Но не факт, что эта сумма окончательная. Дорого тулякам обходятся карстовые породы.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных