Воскресенье 20 сентября

Охотники за впечатлениями

Назад

23 Марта 2018 00:00

 0
Увлечения/Отдых

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: соцсети

Что интересного в заброшенных зданиях — закрытых заводах, недостроенных социальных объектах, прекративших существование летних лагерях или просто в пустующих жилых домах? Современные сталкеры, исследующие подобные объекты в Тульской области, уверены: жизни во многих из них больше, чем в иных обитаемых строениях.

Жизнь после смерти

Прошлой весной туляк Павел Коновалов опубликовал в интернете собственный видеорепортаж о жизни после смерти бывшей грузовой сортировочной железнодорожной станции Тула 2-Курская. Несколько лет назад станция была закрыта и превращена в кладбище грузовых вагонов, которые еще не разобрали на запчасти.

Картина впечатлила: вагоны ржавеют и гниют под открытым небом, создавая унылый постиндустриальный пейзаж, так любимый исследователями заброшенных объектов. После выхода видео стали появляться комментарии от других сталкеров с просьбами дать «корды» (GPS-координаты) объекта.

— Я поехал туда специально, потому что увидел объект на картах Google, но там он не был обозначен и информации об этих путях и станции никакой не было,— рассказывает Павел.— Устроил небольшую экспедицию, поснимал и выложил информацию на карту. Одна проблема — там полно бродячих собак, поэтому пришлось отсиживаться в вагоне, ожидая, пока стая уйдёт. Если соберётесь, возьмите с собой какой-нибудь пугач. Хотя теперь, как я понимаю, там много народу бывает…

Туляк — не профессиональный сталкер, на его счету всего пара исследованных объектов, но к делу он подошёл серьёзно: не просто прогулялся среди развалин, но и изучил их историю и нанёс информацию на интерактивную карту. Тульские любители жанра обсуждают заброшенные сооружения («заброшки») в специальном сообществе в интернете — в нём состоит не больше 600 человек, а активистов — и вовсе единицы.

Ищем котёнка

Один из исследователей Большой Тулы — Константин Х., в прошлом организатор ночного автомобильного квеста «Экипаж», многие задания которого заключались в поисках заброшенных сооружений и подсказок внутри них. По его словам, наш город профессиональному сталкеру не сильно интересен — большинство объектов давно изучены и утратили «шарм», который привлекает исследователей, то есть очевидные приметы былой жизни.

— Самые известные тульские заброшки, в которых что только ни проводилось,— это огромное здание около хлебозавода на ул. Вяземской, промышленное сооружение в начале ул. Некрасова — его вроде бы собираются сносить, а также «Дом здоровья» (так на нём написано) на Венёвском шоссе,— говорит Константин.— Обычно объект простаивает 3–5 лет, потом его либо сносят, либо осваивают заново, так что у каждого есть своя любимая заброшка из прошлого. Было время, году в 2014-м, когда стали популярны бомбоубежища и коллекторы, их тогда было найдено множество. А вот как ребята попадали внутрь — отдельная история. Начиналось обычно с друзей, которые рассказывали, что в их доме есть такой объект, дальше искали выходы, вплоть до старших по дому и других ответственных…

Открытой информации о заброшенных зданиях в Сети практически нет — существует лишь любительская карта wikimapia.org, на которую нанесена информация о некоторых заброшках, но для человека, который, что называется, в теме, там нет ничего нового. Обычно объекты там отмечают те же любители ночных квестов, когда о них становится известно.

— Заброшки — это круто, но после засвета они быстро умирают: их разграбляют, разрисовывают краской из баллонов, крушат,— продолжает Константин.— Например, на ул. Демидовской есть недостроенная девятиэтажка, она держалась довольно долго, но в какой-то момент её стали разграблять, вынесли все окна, и теперь там гуляет вечный сквозняк…

С проблемой поисков новых мест для ночных квестов их организаторы столкнулись давно и чаще стали выезжать из Тулы. Так отыскалось несколько заброшенных корпусов в детских лагерях и ряд промышленных зданий. У сталкеров есть свои приметы: например, рядом с одной заброшкой нередко можно найти и другие, или вести поиск вблизи старых заводов — там, как правило, всегда находятся неиспользуемые корпуса.

Проверить, является ли объект подходящим для игры, можно только самостоятельно. Организаторы выезжают и исследуют здание буквально «от и до». Случается всякое: ряд кажущихся необитаемыми объектов на самом деле находятся под охраной, а иногда стражей порядка вызывают бдительные местные жители, заметившие чужаков.

— Обычно полиции говорим, что ищем котёнка,— и на этом всё заканчивается. Ну или совсем нагло: у вас было открыто, и я закона не нарушил,— объясняет тульский сталкер.— Максимум, на что можно налететь,— статья 20.17 КОАП РФ — нарушение пропускного режима охраняемого объекта, штраф до 5 тыс. руб., если объект не охраняется государством. В последнем случае, особенно если залезешь в совсем уж секретное место, в принципе, может дойти и до уголовного дела. Но у нас такого не случалось…

«Корды» не раскрывать

И всё же Тульская область популярна у столичных сталкеров, в первую очередь из-за своей близости к Москве. Приезжие легко находят новые для себя объекты.

— У вас мы были в убежище химзавода, на горно-химическом заводе, на заводе известковой мучки, асфальтовом заводе, в оздоровительном лагере «Берёзка», на заводе «Кран» и на конденсаторном заводе,— перечисляет москвич Георгий Е.

На странице парня в соцсети — множество фотографий из поездок, на некоторых запечатлён он сам, но с закрытым лицом. Как опытный исследователь Георгий прекрасно знает и законы, и ответственность за их несоблюдение. Но тем не менее раз за разом посещает всё новые объекты.

— В них есть жизнь, своё очарование,— рассуждает москвич.— Мы ездим только туда, где остались следы жизнедеятельности человека, на гниль не выезжаем — неинтересно. Стараемся узнать, что с пропускным режимом, как охраняется объект, когда лучше приехать…

Те самые «корды» парень раскрывать отказался — это не в правилах сталкеров, правда, предложил провести экскурсию (не бесплатно) на любой из посещённых им объектов. Обычно экспедиция состоит из 2–4 человек. Если есть машина, едут на ней. Или добираются на электричках и автобусах, иногда — на попутках. Большие толпы на охраняемых объектах не приветствуются.

— В январе ездили на завод «Кран» в Узловой — он работает лишь частично, а некоторые здания и цеха заброшены,— поведал Георгий.— Объект находится под наблюдением вневедомственной охраны, там постоянно ездят машины, поэтому пришлось пробираться аккуратно. Но это было очень круто — во многих помещениях вообще почти ничего не тронуто! Именно такие объекты меня в первую очередь привлекают, они как будто из «совка», и понятно, что совсем недавно там были люди, кипела жизнь…


Наши партнеры
Реклама