Торговля виртуальная, а деньги реальные

Назад

16 марта 2018 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: соцсети

Покупки через интернет стали обычной практикой для туляков, в особенности молодых. Илья Н. пользовался этой возможностью не раз, никогда не сталкивался с какими-либо проблемами и подшучивал над своими родителями, с настороженностью относящимися к дистанционной торговле.

«А» упало, «В» пропало…

Увы, даже опытные покупатели иногда могут столкнуться с недобросовестными продавцами. С Ильей это произошло при приобретении нового компьютера. На сайте одного из интернет-магазинов молодой человек нашел подходящую по техническим характеристикам и дизайну модель. В этой линейке, обозначенной одним и тем же набором цифр — 12 хх73 — были представлены четыре модели: А, В, С и D. Выглядели они совершенно одинаково, при этом отличались по техническим параметрам и — незначительно — по цене.

Илья заполнил электронную заявку на модель12 хх73 В, созвонился с продавцом, договорился о сроке доставки. В назначенный день курьеры привезли новенький компьютер в упаковке — точно такой же, как на картинке. Проверив комплектацию, Илья отдал деньги, слегка удивившись, что сумма оказалась на 200 рублей меньше, чем на сайте,— и подписал необходимые документы.

И только потом, когда стал устанавливать и подключать процессор, вдруг обнаружил, что доставили ему не модель В, а модель А, не подходящую Илье по ряду параметров. Он тут же позвонил в магазин, рассказал о том, что произошло. Девушка-менеджер извинилась, пообещала, что модель заменят на нужную,— но только после того, как Илья напишет письменную претензию и отправит ее по электронной почте.

Илья написал претензию, однако вместо нужной модели получил письмо с отказом заменить компьютер. Причины отказа сводились к следующему: товар надлежащего качества, покупатель при доставке деньги заплатил, документы подписал — значит, всем был доволен. В общем, поезд, как говорится, ушел…

— Магазин не прав,— подчеркивает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— Правила дистанционной торговли обязывают продавца доставить покупателю товар согласно условиям первоначальной договоренности. Если товар передается с нарушением условий договора — по ассортименту, качеству, комплектности,— покупатель должен об этом известить продавца не позднее 20 дней после получения покупки. В данном случае — нарушения по ассортименту. Так что покупатель имеет право потребовать от продавца замены товара или расторжения договора купли-продажи, то есть возврата уплаченных денег…

Тульский самовар как приманка

Безусловно, у дистанционной формы торговли есть свои риски. Но Закон «О защите прав потребителей» их снижает. Не многие знают, что покупатель может отказаться от уже заказанного товара в любой момент до его получения — и без объяснения причин. А если он уже оплачен — потребовать свои деньги назад. Но даже если вы уже получили приобретенную вещь и она вам не понравилась (не подошла по размеру, фасону, расцветке, габаритам), имеете полное право вернуть ее в течение 7 дней. Продавец не предоставил покупателю информацию о порядке и сроках возврата товара? В этом случае срок увеличивается до трех месяцев. Так что внимательнее читайте всё, что указано на сайте интернет-магазина,— пригодится.

Это особенно важно, если вы выбираете наложенный платеж как способ доставки товара. Юлия Д. довольно долго пользовалась этой услугой, заказывая красивую и недорогую одежду в одном из популярных российских интернет-магазинов и получая ее в посылках на почте. За пять лет ей пришлось возвращать товар лишь дважды: в первый раз ветровка не подошла по размеру, во второй — платье оказалось маловато. Процедура возврата была прописана на сайте, и, несмотря на то, что она довольно хлопотная (необходимо заполнить соответствующие документы и отправить вещь обратно — так же, то есть почтовой посылкой), Юлию всё устраивало: плюсы перевешивали. Но в последнее время магазин стал халтурить — регулярно присылать модели не того цвета и размера. Да и качество одежды снизилось: на картинке блузка безупречно выглядит, а приходит — с неровно выполненными швами… Устав ходить на почту и обратно, а потом ждать, пока уплаченные деньги вернут на карточку, Юлия отказалась от услуг этого магазина и стала постоянной клиенткой другого, имеющего в Туле свой пункт выдачи товаров. При этом надо признать, что за все годы активных контактов с интернет-магазинами Юлии ни разу не отказывали в возврате денег: солидные компании предпочитают работать в правовом поле.

Что же касается компаний «несолидных»… В последнее время в отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора по Тульской области стали приходить жалобы от жителей других регионов на некий интернет-магазин, специализирующийся на торговле тульскими расписными самоварами.

— Люди переводят в качестве предоплаты семь, десять тысяч рублей — и не получают товар,— рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Надежда Андрианова.— Обижаются на Тулу: мол, как же вы, туляки, могли так со мной поступить?! На самом деле Тула и туляки здесь совершенно ни при чем. И помочь людям, которые нам пишут и звонят, мы не можем. Дело в том, что, как выяснилось, деньги за самовары они отправляли на указанный на сайте счет, который принадлежит не юридическому, а физическому лицу. А на финансовые взаимоотношения между физическими лицами российское законодательство в сфере защиты прав потребителей не распространяется…

Сотрудники регионального Роспотребнадзора сочувствуют тем, кто потерял деньги,— особенно неприятно то, что в качестве «приманки» недобросовестные интернет-продавцы используют наши тульские самовары.

С юрлицом надежнее

С другой стороны, не устаешь удивляться беспечности наших доверчивых граждан, умудряющихся переводить крупные суммы неизвестно куда и неизвестно кому. Недавно в отдел защиты прав потребителей пришел молодой человек. Он нашел в интернете понравившуюся модель телевизора «всего» за 70 тысяч рублей и отправил деньги — также на счет физического лица. В результате — ни денег, ни телевизора.

Конечно, при дистанционной торговле оплата после получения товара — безопаснее для покупателя. Но и при предоплате вы можете чувствовать себя более защищенными, если имеете дело с компанией — юридическим лицом, имеющей свой официальный сайт с информацией о способах оплаты, формах и сроках доставки и возврата товара, с адресом и расчетным счетом. В этом случае заставить интернет-магазин отвечать по своим обязательствам, в том числе и через суд, вполне реально.

Наиболее распространенные нарушения в этой сфере — неисполнение сроков доставки. В соответствии с законодательством, за каждый день просрочки «дистанционный» продавец должен заплатить неустойку в 0,5% от суммы предварительной оплаты. А еще — вернуть уплаченную покупателем сумму, компенсировать ему моральный вред и понесенные в результате сложившейся ситуации убытки (расходы на телефонные переговоры с магазином, оплата почтовых услуг и др. ) — если они есть, конечно. Плюс — судебный штраф в 50% от общей суммы за отказ от добровольного выполнения требований потребителя.

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по тел.: 21-14-80, 36-51-24.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных