33 счастья Александру Барактари

Назад

07 июня 2019 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Он родился в Кишинёве, в семье бессарабских румын. Жил и работал в разных городах и странах, а свою любовь нашел в Туле… 

«Хочу быть клоуном…»

Актер Тульского академического театра драмы Александру Барактари и его жена Наталья в ответ на вопрос, как они познакомились, улыбаются: «Лет через десять, может быть, расскажем…» Они действительно счастливы — это скрыть невозможно. Такое бывает, когда люди, которые многое видели и многое пережили, вдруг обретают друг друга и теперь дорожат каждым днем, каждой минутой, проведенной вместе…

А вот о прошлом, о маме Александру может говорить часами.

— У меня удивительная мама с редким христианским именем — Гликерья, в простонародье Лукерья, но все ее звали тетя Луша. Кристально чистое, детское сознание, чистые мысли и добрые поступки. Мама говорила, что видит вещие сны, но только про близких,— рассказывает Александру.— Она ушла из дома в 14 лет — не могла больше жить с моим дедом, своим отцом, человеком цельным, но довольно жестким. Впрочем, он был разным, как и время, в котором жил. Высокий, под два метра, крепкий, со своим, особым, видением мира. Всю весну, лето и осень день и ночь пропадал в своих виноградниках, умудрялся к первым заморозкам заполнить три трехсотлитровые добротные дубовые бочки белым и красным вином…

А Лукерья собрала то немногое, что ей принадлежало, и ушла из родного дома, из своего родного села Волонтировка. Для патриархальной Бессарабии 50-х годов прошлого века это был чрезвычайно смелый поступок. Для Лукерьи начался период мытарств, новые углы, поиски нормальной работы, прежде чем нашлось то, что надо: вакансия санитарки в Кишинёвской психиатрической больнице, но главное — жилье предоставляется. А потом родился Александру.

— Сознание ребенка вытесняет всё злое, плохое. Вот и у меня остались воспоминания о детстве, как о мире чудес: японская графика высохших ветвей дуба на фоне синего неба, изумрудная трава, красные плоды шиповника в ноябрьском снегу,— говорит Александру.— В детстве я много читал, где-то бродил, смотрел в колодец, о чем-то размышлял… Однажды, в четвертом классе, написал в сочинении, что хочу быть клоуном, потому что клоуны веселят людей и делают мир лучше. Вспомнил об этом уже взрослым, лет через двадцать. Как говорят, хорошо подумай, прежде чем чего-либо желать,— желание может исполниться…

После восьми классов школы Александру окончил ПТУ, отслужил в армии, начал работать. Как-то ночью шел по платановой аллее. Вдруг погасли все фонари, кроме одного — а на нем объявление о приеме в студию пантомимы. Это был знак судьбы.

Саша. Русский актер

Студию пантомимы Александру называет своей «золотой катапультой». Потом была учеба в Щукинском театральном училище и Молдавской государственной консерватории имени Г. Музическу по специальности «актер музыкальной комедии» — и первое профессиональное место работы: новый музыкальный театр «GintaLatina» в Кишинёве.

— Каким было мое сценическое амплуа? Пожалуй, комик-танцор. Тогда я был худощав и резв, и голос мой неплохо подходил для музыкальной комедии. Что-то среднее между высоким баритоном и низким тенором,— вспоминает Барактари.

Начало 90-х — период распада СССР. Время, когда в союзных республиках начались мощные и противоречивые процессы поиска национальной идентичности. Разгорелись дискуссии: Бессарабия — земли румынские или нет, молдаване и румыны — один народ или нет, молдавский и румынский — один язык или нет. Интеллигенция МССР стала активно изучать древнюю историю, и в первую очередь — историю Великой Римской империи. Предки современных румын — древние дако-тракские племена, когда-то их земли были завоеваны римлянами. Получается, что этот народ — исторически часть большого латинского мира.

— Я много читал и размышлял об этом. Особенно в период, когда ставил в театре первую рок-оперу по мотивам румынского эпоса «Миорица» — в переводе на русский — овечка. В румынской культуре образ ягненка обладает сакральным смыслом, это образ ангельской чистоты,— поясняет Александру.

Через некоторое время Александру принял решение уехать в Румынию. На вопрос, почему, отвечает:

— Наступило время разрушений — перед созданием чего-то нового. И вот тогда я впервые осознал глубоко, по-настоящему, что ощущали герои пьес Булгакова «Бег» и «Дни Турбиных»…

Сначала Барактари уехал в Тимишоару — крупный город на западе Румынии, а затем перебрался поближе к венгерской границе. Всё это время он служил в театре: принимал участие в интересных международных проектах, работал не только с румынскими, но и немецкими, венгерскими, австрийскими, французскими актерами.

— Они меня называли Сашей, считали русским актером, а европейцы с огромным уважением относятся ко всему, что связано с русской культурой, с театральной школой, с русской музыкой, балетом, живописью,— подчеркивает Барактари. В общей сложности он прожил в Румынии около 17 лет.

Что было потом? Кризис — и временный уход из театра. Затем два года в Германии. Решение приехать в Россию: сначала в Санкт-Петербург, а потом в Сибирь — в Братск. Три года жизни при монастыре в Троице-Сергиевой лавре.

Что дальше?

— А дальше — только любовь,— улыбается Александру.

С чистого листа

— Тула — прекрасный рабочий город, здесь добрые, хорошие люди, ухоженные улицы. Мы с Наташей часто ходили смотреть, как строится Казанская набережная, и сейчас там часто бываем, любуемся…

Александру работает в Тульском академическом театре драмы около года, его первая работа на тульской сцене — в спектакле «Грех» по мотивам повести Л. Н. Толстого «Дьявол». А уже в марте состоялась премьера спектакля «33 счастья» О. Богаева, в котором Александру сыграл одну из главных ролей — в дуэте с заслуженной артисткой России Ольгой Красиковой. Получилась трогательная, щемящая, пронзительная история о самом главном в жизни — о любви…

— Чувствую я себя русским или румыном? Когда читаю Пушкина — конечно, русским, тем более что учился, говорю и думаю именно на русском. Когда читаю Ионеско — румыном, и, конечно, хотелось бы быть французом с Мольером и англичанином с Шекспиром,— говорит Александру.

…Не каждому удается за одну жизнь прожить много жизней, даже если ты артист. Александру Барактари удалось. Другое дело, что для этого требуется смелость менять рисунок судьбы и каждый раз всё начинать с начала, с чистого листа.

Зато в награду можно получить не одно, а целых тридцать три счастья…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных