Люди и маски
08 мая 2019 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Александра КОЛЕСНИКА
Тульский камерный драматический театр представил новый спектакль — «Маленькие трагедии» по произведениям Александра Сергеевича Пушкина.
«Маленькие трагедии» — это четыре небольшие пьесы. Совершенные по замыслу, исполнению и настолько популярные, что имена их персонажей стали почти нарицательными, а текст разошелся на цитаты. Самая известная, конечно, «Гений и злодейство — две вещи несовместные».
При этом — так бывает с гениальными произведениями — «Маленькие трагедии» остаются до конца не прочитанными, не понятыми, хранящими некую тайну. И каждый новый интерпретатор пытается эту тайну разгадать. Алексей Басов,
Автор спектакля использовал для постановки три пьесы из четырех: «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» — и расположил их именно в этом порядке. Композиция подчеркнуто музыкальная, трехчастная, с кодой, повторяющей мотив первого сюжета, а также сквозной темой — темой смерти.
В этом спектакле уровень трагедийности поднят до античного. Мысль о неотвратимости происходящих событий, о бессилии человека перед безжалостным и равнодушным роком сформулирована ясно и точно. Беспомощны перед лицом страшной чумы люди, собравшиеся на пир, который может оказаться последним. Не может противиться своей миссии отравитель Сальери — он всего лишь орудие в руках судьбы. Моцарт понимает, что налито в его бокал, тем не менее осознанно делает роковой глоток. И Дон Гуан, приглашая статую Командора «постоять на страже» у дверей комнаты донны Анны, где должно состояться любовное свидание, не сомневается, что этот дерзкий вызов закончится для него смертью.
В спектакле заняты Алексей Басов (Дон Гуан), Владислав Басов (Моцарт, монах, Дон Карлос), Елена Басова (Луиза, Донна Анна), Анна Панина (Мери, Лаура).
А также приглашенный актер Олег Спиренков — он удивительно органичен в роли Председателя пира и в особенности в роли Лепорелло. Огромное впечатление производит работа Алишера Жумаева — Сальери. Артист выходит на сцену с коробкой грима и прямо перед зрителем наносит на лицо белый тон, превращая себя в античную маску. Пластичную, передающую все нюансы эмоций, но всего лишь маску…
Есть в спектакле и катарсис — как это и положено для античной трагедии: гимн чуме, не допетый в первой части, вновь звучит в финале — победно и освобождающе…