Замахнулись на Тургенева

Назад

05 декабря 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: предоставлено Тульским государственным театром кукол

Казалось, Тульский государственный театр кукол давно приучил зрителя к неожиданным поворотам в своей репертуарной политике. Но, заявляя очередной эксперимент, снова удивляет.

В недавнем прошлом на сцене театра играли комедию Мольера «Мещанин во дворянстве», фарс Гельдерода «Проделка великого Мертвиарха». В сегодняшней афише — драма «Иванов» по А. П. Чехову, водевиль Д. Т. Ленского «Гортензия в Париже» и еще несколько спектаклей для взрослых, явно выбивающихся из стереотипного восприятия театра кукол. А помимо традиционного набора спектаклей для детей, в числе необычных постановок — спектакль «Петрушка», исполняемый без единого слова на музыку И. Ф. Стравинского к одноименному балету. Теперь эту разноликую коллекцию пополнила и премьера по стихотворениям в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, приуроченная к 200-летию со дня рождения писателя, которое будет отмечаться в будущем году.

Спектакль, поставленный режиссером из Санкт-Петербурга Станиславом Мозговым, получил название «Как хороши, как свежи были розы…». Эта строчка из стихотворения поэта Ивана Мятлева «Розы» стала рефреном знаменитого стихотворения в прозе И. С. Тургенева и как нельзя точнее отображает содержание постановки тульских кукольников, в которой лирическое звучание тесно соседствует с трагическим. Что изначально задано и самой композицией спектакля. «Как хороши, как свежи были розы…» условно разделен на три тематических блока: лирический (отношение к природе), сатирический (взаимоотношения писателя с критиками и корреспондентами) и философский (размышления о жизни и смерти на фоне народовольческих настроений второй половины XIX века).

Центральное действующее лицо, как нетрудно догадаться,— сам И. С. Тургенев в исполнении заслуженного артиста РФ Олега Спиренкова. Но это не моноспектакль артиста, который в образе писателя одиноко декламирует стихотворение за стихотворением. Перед зрителями также предстают и персонажи произведений автора, с которыми он общается, что-то выясняет, пытаясь понять самого себя… При этом процесс превращается в полноценное сценическое действие с элементами пантомимы, хореографии и вокала. Материализованные поэтические образы в исполнении артистов Андрея Абрамова, Михаила Абрамова, Ирины Атлашкиной и Антона Акимова порою перемещают зрителя в область мистических ощущений. А куклы и маски лишь подчеркивают фантасмагорию происходящего, превращая спектакль в яркий гротеск. Именно так и сформулировал жанровую направленность постановки ее режиссер. Оформила «Розы» заслуженный деятель искусств РФ Нелли Полякова. Художнику удалось воссоздать иллюзию мрачной повседневности, из которой писателю удавалось высвечивать сущность и наделять ее яркими эмоциональными красками.

Таким образом, создатели спектакля предприняли попытку отследить процесс творческого смятения, основанного на глубоких личных переживаниях Тургенева и его отношении к происходящему в политической жизни России того времени.

Постановка рассчитана на взрослого зрителя, в том числе и на старшеклассников.

— Для восприятия этого спектакля зрителю достаточно иметь способность к состраданию и хоть какой-то запас доброты в душе, тогда он всё поймёт, причем независимо от возраста,— говорит Станислав Мозговой.— Необязательно знать историю жизни Тургенева и его взаимоотношений, к примеру с Полиной Виардо или с другими значимыми фигурами в жизни писателя. Всё должно восприниматься на эмоциональном уровне. Тургенев делал предисловие к своим стихотворениям в прозе, подчеркивая: «Не читай их подряд, а читай враздробь. И тогда, может быть, какое-нибудь и войдет тебе в душу». Сложно придумать более точный настрой на его произведения, поэтому я делаю такое же предисловие и к этому спектаклю. И если названная формула сработает, буду рад.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных