Окаёмовское счастье

Назад

10 ноября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

На премьере Тульского академического театра драмы «Машенька» по пьесе Александра Афиногенова зрители плакали, не стесняясь — потому что этот спектакль просто и искренне говорит о том, что близко каждому…

Театр может быть разным: авангардным и академическим, экспериментальным и традиционным, отстраненным и интерактивным. Только пусть он не будет равнодушным и холодным, далеким от человека. Спектакль «Машенька», поставленный на тульской сцене московским режиссером, заслуженным артистом России Родионом Овчинниковым,— очень теплый. И от этого зрителям, вовлеченным в эту, в общем-то, бытовую историю, и плакать, и смеяться — легко и не стыдно…

Действие происходит в последний предвоенный год. К академику Окаёмову (народный артист России Борис Заволокин) неожиданно приезжает пятнадцатилетняя внучка Маша (Лариса Киеня) — дочь сына и невестки, с которыми он отказывался общаться долгие годы. В размеренную и предсказуемую жизнь пожилого академика, где есть место только научным идеям и делам кафедры, врывается нечто новое и непонятное, нарушающее привычный уклад.

Маша — удивительное существо. Чистое, непосредственное, невероятно эмоциональное — до экзальтированности. Есть в этой девочке редкий талант любить и радоваться каждой минуте жизни, будто она — последняя. А еще — естественная потребность прощать…

Существование Окаёмова — это осознанно выбранное, благополучное и безопасное одиночество. И преданная домработница Мотя (заслуженная артистка России Ирина Федотова) всегда рядом, а это значит, что есть кому позаботиться и обеспечить быт. Но вместе с Машей в дом академика входит реальная жизнь — с ее радостями и болью, любовью и разочарованиями, обидами и примирениями… Привычный покой — да, исчезает, но взамен приходит настоящее человеческое счастье…

В этом пространстве, напряженном и буквально заряженном любовью, кажется, всё должно сложиться. Вечный холостяк, друг дома, геолог Леонид Борисович (Юрий Богородицкий) наконец находит свою «половинку», и очаровательная, будто сошедшая с экрана советского кинематографа тех лет Нина (Ольга Баурина) отвечает ему взаимностью. Академик Окаёмов наконец понимает, какая это радость — быть дедушкой. Мотя молодеет и становится удивительно красивой — она наконец обретает настоящее семейное счастье. И даже внезапный визит мамы Машеньки (заслуженная артистка России Наталья Дружинина) не заканчивается драмой, потому что в этом удивительно переменившемся доме у всех открываются сердца навстречу друг другу…

Родион Овчинников поставил спектакль для большой сцены, но, по сути, он получился камерным. Предельно тонкая настройка, крупные планы, особая атмосфера доверительности, которую легко разрушить случайным фальшивым жестом или неискренней интонацией. Она не разрушается. Борис Заволокин, Ирина Федотова, Наталья Дружинина — мастерство, талант и содержательность этих прекрасных артистов настолько ярко и убедительно проявились в «Машеньке», что кажется, будто роли, которые они играют, написаны специально для них…

Спектакль заканчивается сценой встречи нового 1941 года. Праздник, окрашенный предощущением наступающей беды. Счастье так хрупко.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных