«37/101»: история страны в истории семьи
31 октября 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: автора
Вчера Россия отмечала одну из самых трагических дат — День памяти жертв политических репрессий. В
В меняющейся стране
История страны напрямую коснулась жизни знаменитой и до того тихой усадьбы на берегу Оки, её обитателей и многочисленных гостей, так называемого «поленовского круга». Впервые профессиональные историки в сообществе с музейными работниками предпринимают попытку исследования малоизвестных страниц в истории усадьбы, ставшей впоследствии музеем, после Октябрьской революции 1917 года и в период Гражданской войны, а также в годы политических репрессий в Советском Союзе. Новый масштабный проект — о жизни семьи Поленовых и жителей соседних городов и деревень — Бёхово, Страхово, Тарусы.
Проект «37/101» — историческое исследование под руководством историка и архивиста Габриэля Суперфина, результаты которого будут представлены серией
— Мы проводим это в год двух трагических для музея дат —
Первая выставка из большого цикла — «Пролог» — открылась в выставочном зале «Фахверк» накануне Дня памяти жертв политических репрессий. Она приглашает совершить путешествие по истории усадьбы в те годы, когда полностью изменилась страна.
1917 год в восприятии жителей поместья Поленовых неоднозначен. Художник хотел прекращения войны и справедливого устройства жизни. Это обещали левые. Итог всему — необыкновенное чувство свободы в первой половине года и перемена настроения на безразличие, пассивность к концу года.
Дом отдыха — чтобы выжить
Жизнь Поленовых и их близких — дружеского круга, в который входили представители всех отменённых сословий — от дворян и купцов до мещан и крестьян, пополнилась новыми понятиями: реквизиция, арест, ссылка, Соловки, расстрел, эмиграция. А с конца
И вот наступил 1937 год — пик большого террора. Немало друзей и знакомых Поленовых было арестовано. Среди них были и представители новой большевистской «знати», которые, понимая значение усадьбы «Поленово», помогали ей выжить. Большинство их было расстреляно.
В то время имением, получившим статус музея, руководил сын художника Дмитрий Васильевич Поленов (1886–1967) — он и стал главным героем открывшейся экспозиции. Здесь представлены архивные документы и фотографии жизни семьи и музея в период 1918–1937 гг. Впервые демонстрируются личное дело Д. В. и А. П. Поленовых, извлечённое из архивов УФСБ России по Тульской области. Музейщики получили доступ ко многим документам, но всё же не ко всем. Не всё из увиденного можно экспонировать, хотя всё показанное проливает свет на судьбу супругов, попавших под каток сталинских репрессий.
Под стеклом — письмо Н. Бухарина с ходатайством о судьбе художника и его имения, буквально — «оставить в покое Поленова», а также постановление Конюшинского сельского общества о том, что Поленов может остаться навсегда жить в селе Бёхово. В 1924 году Василию Дмитриевичу Поленову в числе первых было присвоено звание народного художника республики.
В
В дом отдыха нередко приезжали видные партийные деятели — некоторые были женаты на балеринах, другие предпочитали их в качестве любовниц. Именно эти эпизоды впоследствии отразятся на судьбе Д. В. Поленова, которого будут допрашивать, что это были за жёны и любовницы. При этом сам директор музея, очевидно, имел об этом слишком малое представление, поскольку жил в те годы привычной для себя жизнью, далёкой от богемной — много рыбачил, работал на пасеке, сберегал музейную коллекцию. Один из ярких экспонатов выставки — ключи первого директора.
Страшный символ
Перемещаясь во времени, посетитель может посмотреть на Поленово глазами художника, членов его семьи, крестьян окрестных деревень. Экспозиция заканчивается датой ареста сына художника и его жены.
23 октября 1937 года Тульское отделение НКВД арестовало Д. В. Поленова. Он и его супруга Анна Павловна прошли через следствие и лагеря. В 1944 году они благодаря
Специально для выставки французским художником Стефаном Труакарре и бельгийским композитором и музыкантом
Видеоинсталляция делит экспозиционное пространство на две части, а звук — крик совы — создаёт особое настроение на пути к надвигающейся беде. Дело в том, что в ночь ареста в музейном парке особенно громко кричали совы. Этот момент хорошо запомнил восьмилетний сын первого директора Фёдор, который впоследствии сам возглавил музей и всю последующую жизнь ненавидел и боялся сов.
Выставка дополнена живописью и графикой из собрания