Суббота 19 сентября

Тайны старого рояля

Назад

20 Октября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Голубую гостиную Дворянского собрания украсит старинный белый рояль — инструмент с необычной судьбой, подаренный областной филармонии городской больницей № 9 и возвращенный к жизни тульскими мастерами.

Фабрика Гетце

Изящному, богато украшенному роялю фирмы Карла Гетце («С. Goetze») больше ста лет, он появился на свет в конце XIX века. Дату рождения инструмента можно вычислить лишь приблизительно, исходя из сохранившихся сведений о Гетце и его фабрике пианино и роялей.

Карл Гетце родился в 1837 году в Хале (Германия). В Санкт-Петербург приехал в 1862 году и поначалу работал учителем музыки. Свою фабрику фортепиано открыл в 1866 (по другим источникам — в 1880) году. В то время в столице Российской империи работало более двадцати фабрик и мастерских по производству пианино и роялей. Фирма Гетце была не самой крупной и конкурировать с более известными брендами, такими, как, например, «Шредер», не могла. Но у Гетце была своя ниша: его фабрика выпускала пианино и рояли-миньоны, щедро украшенные резьбой и лепниной, причем предлагала заказчикам инструменты разных цветов — черные, под карельскую березу, белые.

В 1895 году Карл Гетце переводит свою фабрику в Берлин, но наш, тульский, экземпляр был сделан еще в Санкт-Петербурге: на одной из его рам установлена металлическая табличка с названием фирмы и города.

Подарок Крупской?

Как этот белый рояль с впечатляющим барочным декором попал в Тулу? Как оказался в поликлинике № 3 городской больницы № 9? По неподтвержденным данным, этот инструмент в конце 1920-х годов тульскому лечебному учреждению подарила Надежда Константиновна Крупская.

— Поликлиника № 3 была присоединена к нашей больнице в октябре 2012 года,— рассказывает главный врач Тульской городской больницы № 9 Татьяна Абаева.— Ее здание с 1998 года имело статус памятника архитектуры регионального значения, и в охранном обязательстве «рояль белый» значился как предмет охраны. Мы стали изучать документы. Здание было построено в 1927 году для Тульского городского диспансера № 1. Есть версия, что инструмент привезли еще в те годы. Рояль старинный, известной фирмы… Он стоял на втором этаже и пребывал в плачевном состоянии. Наше учреждение не могло обеспечить ему достойные условия содержания и охрану. Да и вообще, рояль должен жить и работать как музыкальный инструмент, а не как предмет мебели, поэтому мы решили передать его Тульской областной филармонии. Хотя, откровенно говоря, расставаться было жаль: для нас этот рояль — родной, как член коллектива…

Для утонченной барышни

После передачи в филармонию инструментом занялись специалисты. Выяснилось, что, несмотря на преклонный возраст, механика сохранилась, а это значит, что после ремонта и настройки к роялю вернется полноценное звучание. Мастера провели реконструкцию механической части — и начался следующий этап работ: реставрация корпуса и отделки.

— Думаю, что этот инструмент заказывали для какой-нибудь утонченной барышни или дамы,— говорит художник-реставратор Владимир Снытин.— Посмотрите, какой изысканный и богатый декор — с бронзированием, а в некоторых местах даже с сусальным золотом. При изготовлении рояля использовали несколько пород дерева: станина сделана из прочной, выдерживающей большие нагрузки сосны, корпус — из березы, резные детали — из мягкой липы, работающие детали, например, палочка-упор для поддержки крышки рояля — из дуба. Здесь есть даже красное дерево…

В. Снытин сожалеет об утраченных фрагментах декора, особенно — об отпиленных каким-то варваром элементах резьбы. При этом старается максимально точно, до мельчайшей детали, воссоздать оригинальную отделку. Лепные барельефы восстанавливает по сохранившемуся фрагменту, используя технологию петербургских реставраторов на основе папье-маше. В результате получается рельеф, практически неотличимый ни по тону, ни по фактуре от «родного».

— Резьба утрачена на 50%, но она тоже будет восстановлена,— обещает Снытин.— Мы перерыли кучу литературы для того, чтобы воссоздать резной декор там, где не осталось даже фрагментов. Работаем кропотливо и очень тщательно…

К счастью, нет необходимости в замене клавиш: удивительно, но они неплохо сохранились, белые — облицованы слоновой костью. А вот рояльные ножки — массивные, сложные по форме и пышно украшенные — нуждались в настоящей реанимации. Они были покрыты трещинами, из которых торчала старая пенька, а сейчас — как новенькие.

Последним этапом реставрации станет покраска. Мастера обнаружили, что рояль за всё время его жизни красили три раза, вручную — остались даже следы кисти. На этот раз инструмент будет покрыт специальной краской для музыкальных инструментов с помощью пульверизатора.

Реставрация рояля проводится на средства, собранные в результате проведения благотворительных концертов, а также на пожертвования зрителей и друзей филармонии. Один из самых крупных жертвователей — сотрудник московской компании «Акустик Групп» Анатолий Лившиц, известный специалист, помогавший оптимизировать акустику концертного зала ТОФ.

Презентация возрожденного инструмента состоится в Ночь искусств 3 ноября. Белый рояль будет установлен в Голубой гостиной — в музейной зоне Дворянского собрания, где проходят музыкальные экскурсии и камерные вечера.


Наши партнеры
Реклама