Потому что здесь земля святая

Назад

06 октября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: из архива музея-заповедника «Куликово поле»

Куликово поле — место рождения множества преданий и легенд. Прежде всего — о великом сражении, оставшемся в истории, о Дмитрии Донском, Сергии Радонежском и Мамае. Но не только. Как и в других регионах России, здесь передавали из поколения в поколение рассказы о леших, колдунах, домовых и призраках…

«Татары шли, а погода была туманная-а…»

— Этнография — это наука не о прошлом,— говорит научный сотрудник музея-заповедника «Куликово поле» Игорь Бурцев.— Прошлым занимается история, а этнографы изучают живую современную жизнь…

Около двадцати лет назад Игорю Бурцеву и его другу и коллеге Игорю Пешехонову — выпускникам исторического факультета Тульского гсударственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и молодым сотрудникам музея — поручили заняться этнографическими исследованиями на территории Куликова поля. Они регулярно выезжали «в поле»: обходили местные деревеньки, искали предметы, которые могли бы стать музейными экспонатами, беседовали с людьми.

— Уже тогда, в конце 90-х, деревни пустели,— вспоминает Игорь.— А сейчас многие из них и вовсе исчезли — там больше никого нет. Помню, мы приехали в одну, там жил дед с сумасшедшими курами: они от него разбегались и несли яйца в кустах. А теперь этой деревни не существует…Нам удавалось находить интересные вещи: прялки, кочерги… Мне повезло: на чердаке одного из домов обнаружил двухметровую хлебную лопату, сделанную из цельной доски. Теперь она украшает русскую избу в музее «Тульские древности». Мы разговаривали с очень пожилыми людьми. Одной из бабушек было почти сто лет, но она сохранила ясный ум и рассказала много интересного…

В том, как рождаются и живут легенды, много загадок. Сегодня трудно точно сказать, откуда появились фантастические детали и подробности, которыми за столетия обросло местное предание о Куликовском сражении. Конечно, версия этого события, бытующая в народной памяти, отличается от научной, но у нее есть свое обаяние. В рассказах стариков участники битвы — не персонажи из учебника, а живые и в каком-то смысле близкие им люди. Кажется, что для местных жителей Куликовская битва произошла не шесть с лишним веков назад, а совсем недавно.

О том, что битва была жестокой, знают все. В деревне Сабурово рассказали, что по Зимовой лощине текла кровь: «Вот там лесок небольшой, и наши там были в засаде. А татары шли, и погода была туманная-а… Они как увидели этот лесок — мол, идеть русский этот… И назад…»

Бабушка из Шаховского вспоминает: «Там лощиночка была, сейчас ее запахали…Бывалоча, маленькие, идем — а вода всегда красная, как кровь… Святое место. Немцы в Великую Отечественную в четырех километрах были, но до этого места не дошли, потому что здесь земля святая…»

Мамай плыл — и утонул. С золотом

«А вы знаете, что этот колодец называется Прощеным, потому что здесь Сергий Радонежский (!) после битвы проходил со своими солдатами, раны промывал? …» — Игорь смеется, вспоминая, как его поразила эта фраза жителя села Подмоклое. Историй о Прощеном колодце на территории нынешней турбазы «Дон» существует множество: о том, что выбило его громом в ночь битвы, что перед сражением русские воины из него пили, чтобы сила была, а после — у него же с павшими прощались. Ну и конечно, все знают, что колодец этот святой, с целебной водой.

Еще один Прощеный колодец — в Бучалках. По версии местных жителей, из него Дмитрий Донской после сражения воду пил: «Уже без ноги, ему в битве ногу отсекли…» С ними заочно спорят обитатели села Монастырщино: они утверждают, что раненого Донского нашли недалеко от их села, в лощине, и что с ногами у него всё было в порядке — здесь остались три почитаемых камня с его следами.

Дмитрий Донской оставил отпечатки не только ноги, но и руки — на другом камне. По преданию, после Куликовской битвы князь лежал раненый, и когда его стали поднимать, оперся о камень — и на нем остался след его ладони.

А вот Мамай не оставил на Куликовом поле отпечатков — ни ног, ни рук. Зато оставил много сокровищ. В Орловке рассказывают, что он «на лодке где-то тут плыл — и утонул. С золотом». Что интересно, о кладе Мамая — или зарытом, или утонувшем «где-то тут» — вам сообщат едва ли не в каждой деревеньке. А в Михайловском даже есть «денежная яма», в которой по ночам что-то светится: может, золото Мамая, а может, сокровища легендарного разбойника Кудеяра (персонажа, также популярного в этих местах). И она не единственная. Но на Куликовом поле есть даже свой Мамаев курган, что, в общем-то, вполне объяснимо.

Вообще, если верить местным жителям, то побежденные татары только и делали, что зарывали клады — причем на всей территории огромного Куликова поля. Одно из упоминаемых местечек — в трех километрах от Хитровских Прудов — так и называется «Татов Пупок».

При чем тут Бобрик-Донской?

— Неожиданных версий о событиях Куликовского сражения я слышал много,— признаётся Игорь Бурцев.— В основном они касаются географии — где проходила битва, какими дорогами передвигались русские и татарские войска… А самую экзотическую историю нам рассказали в Богоявленке. Будто бы на Куликовом поле «забрал от татар» то ли царь, то ли князь Бобрик-Донской. Зашел с тыла, захватил врага врасплох — и разбил…

Соколья гора, на которой по ночам собираются колдуны, странный камень с дырой, который почему-то называют цыганской печью, овраги, домовые, устраивающие беспорядок в избах, летящая по воздуху белая лошадь — на Куликовом поле живут самые разные мифологические персонажи. И кажется, что даже нечисть здесь какая-то уютная…

Сотрудники музея-заповедника вели этнографические исследования на территории Куликова поля в течение семи лет. За это время они побывали в 82 населенных пунктах Богородицкого, Воловского, Кимовского, Куркинского районов Тульской области и Данковского района Липецкой. Опросили около 200 человек, собрали этнографическую коллекцию из почти 170 предметов (народные костюмы, образцы ткачества, керамики, изделия кузнечного производства, прялки, кухонная утварь и проч. ). Результатом исследований стали научные статьи и доклады на научных конференциях…

Деревни Куликова поля умирают, крестьянский быт и образ жизни забывается. Уходят в прошлое предания о русалках и леших. И сегодня здесь осталось совсем немного людей, которые смогут вам показать места, где якобы зарыты сокровища Мамая…

Но есть легенды, которые никогда не перестанут жить — о политой кровью и ставшей святой родной земле…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных