Сказочный юбилей

Назад

22 сентября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: автора

Тульские кукольники открыли 80-й театральный сезон. Это дало хороший повод заглянуть в кулуары и посмотреть, чем живет театр сегодня.

Кукол много не бывает

Приходя в театр, зритель видит лишь парадную картинку и не задумывается над тем, что за ней кроется. Например, мало кто знает, что сейчас в репертуаре Тульского государственного театра кукол порядка 60 действующих спектаклей. Некоторые из них — долгожители. Есть постановки, на которых еще детьми бывали папы и мамы сегодняшних маленьких зрителей. Главный критерий сохранения спектакля в репертуаре — его популярность. Она и дает повод для такого практического подхода.

— Отработаем спектакль несколько сезонов и откладываем в сторону,— говорит директор театра заслуженный работник культуры РФ Наталья РЯЗАНЦЕВА.— Ждем, пока подрастет новое поколение зрителей, затем восстанавливаем постановку и вновь запускаем в активную эксплуатацию. Подобный опыт позволяет манипулировать репертуаром и поддерживать его разно — образие. Вот только хранить такое количество кукол и декораций — проблематично…

Разместить их в изначально отведенном для этого помещении давно уже нереально. Вот и висят куклы всюду: вдоль стен коридоров служебных помещений, за сценой, в фойе и т. д. Приспособили под хранилище и репетиционный зал. Но поиск помещения для размещения материальной части спектаклей не единственная проблема хранения.

— Часть кукол, которые находятся в ящиках, нужно регулярно проветривать. Да и сразу после спектаклей они нуждаются в просушивании внутренней части,— объясняет заведующая костюмерным цехом Оксана АБРАМОВА.— Костюмы актеров стираем после каждого представления. А после «Академии мультизвезд» костюмы ростовых кукол на подкладке из синтепона вообще хоть выкручивай, особенно летом. Актеры на этом спектакле сбрасывают до трех килограммов. Да и я худею, когда стираю эту одежду. Неплохо заменяет фитнес-зал и наш «Левша» — ребята там выкладываются по полной.

А одной из самых сложных процедур костюмер называет уход за шевелюрами кукол. Их изготавливают из искусственного волокна. Поддерживать прически в чистоте и порядке прядь за прядью приходится с помощью шампуня и зубной щетки.

— А если этого не делать, то они превратятся в мочалку,— поясняет Оксана.— После мытья мы делаем завивку и пролачиваем. Всё, как у людей, только более хлопотно.

Ох, нелегкая эта работа

Творческим процессом создания спектакля руководят художник и режиссер. Полет фантазии в этом случае неограничен, что порою ставит художественно-постановочный цех в тупик.

— Один режиссер конкретно говорит, что ему нужно из технических приспособлений и подсказывает, как это воплотить. Другой — может просто сказать: ну вы мне сделайте то и то, и чтобы это умело всё,— делится особенностями своей работы заведующий художественно-постановочной частью театра Алексей КОПОТИЛОВ.— Вот так начинается «головная боль» в наших цехах. Но самое поразительное может быть потом. Мучаешься, изготавливаешь необходимую деталь, приносишь на репетицию и узнаешь, что режиссер за это время уже успел отказаться от идеи ее использования… Но работа зря не пропадает. Потом стараемся использовать изделие в других постановках или в капустниках. Всё идет в дело.

Подобные издержки возникают и при выстраивании световой партитуры.

— Здесь самое главное найти контакт с режиссером,— объясняет художник по свету Дмитрий АЛЁШИН.— В одних случаях постановщик предлагает заранее продуманную им световую картинку. В других — мы совместно ищем решение. А бывают режиссеры, которые вообще светом не занимаются. Тогда и возникают сложности — угодить таким непросто. Много лет назад приглашенный режиссер ставил у нас «Тайну острова Баррамапутту». За день до сдачи худсовету в спектакле накопились всякие недоработки, в том числе и по свету. Все находились в напряженном состоянии, и, чтобы как-то разрядить обстановку, звукорежиссер решил пошутить — включил на весь зал запись песни «Остров невезения», проведя таким образом параллель с названием нашей постановки. Режиссер обиделся и ушел с репетиции… Но в итоге спектакль получился хороший и долгое время шел с успехом.

Детский зритель — непредсказуемый. В театре могут вспомнить много непридуманных историй, связанных с неожиданным поведением детей во время представления. Бывали случаи, когда маленькие зрители поднимались на сцену и пытались бороться с отрицательными героями, плакали при виде страданий добрых и положительных, и так далее.

— Случалось, что при появлении персонажа, которого по идее зрители должны не любить, они вдруг начинали ему симпатизировать,— вспоминает артист-кукловод Ирина АТЛАШКИНА.— Так было во время новогодней интермедии у елки, когда Снежная Королева менторским тоном зазывала детей к себе в Ледяной дворец. Удивительно, но, вопреки замыслу, они дружно последовали за ней, оставив меня, в образе Снегурочки, в полной растерянности. Пришлось выкручиваться и не по сценарию начинать первую пришедшую на ум игру, чтобы вернуть зрителей. А от юбилейного сезона жду какого-то сюрприза, как под Новый год ждут подарка от Деда Мороза. Какого именно — не знаю, но очень необычного. Да, мы, актеры, как дети…

Всё, что было,— не прошло…

Торжества по случаю юбилея театра намечены на февраль 2018 года. Точная дата пока не определена. А над сценарием праздника в коллективе начали работать давно. Известно, что игровая программа для гостей начнется с того, с чего начинается театр согласно афоризму К. С. Станиславского, то есть с вешалки. В зрительном зале на основе постановки «Левша» актеры поведают историю Тульского театра кукол. А в фойе будет оформлен стенд, посвященный мастерам, работавшим в театре в разные годы.

— Для меня всегда были и остаются примером верного служения профессии артисты Валентина Максимовна Михайлова, Вера Кузьминична Степанова, Любовь Дмитриевна Агапова, Тамара Ивановна Долгова, Раиса Шалыгина, Николай Басин, Валерий Ванин, Роза Грибанова и многие другие,— говорит директор театра.

Работники театра нескольких поколений с теплотой вспоминают завмуза Захара Айзиковича Аксёнцева, называя его человеком-оркестром. Захар Айзикович обеспечивал музыкальное сопровождение спектаклей на баяне, к восторгу публики имитировал игру на барабанах, духовых инструментах и даже выдувал мелодии на расческе, и они заслуживали внимания, как отдельные номера.

Особое место в истории театра занял Игорь Михайлович Москалёв, много лет прослуживший главным режиссером, а также работавшая главным художником Маргарита Николаевна Фирстова — дочь Николая Чекова, одного из инициаторов создания Тульского театра кукол в 1937 году.

— Театр всегда поддерживал в людях всё самое светлое и доброе, что дано человеку от природы,— говорит Наталья Рязанцева.— Надеюсь, что свою лепту в этот процесс продолжает вносить и наш театр.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных