Сказочный юбилей
22 сентября 2017 00:00
Автор: Олег БОНДАРЬ
Фото: автора
Тульские кукольники открыли
Кукол много не бывает
Приходя в театр, зритель видит лишь парадную картинку и не задумывается над тем, что за ней кроется. Например, мало кто знает, что сейчас в репертуаре Тульского государственного театра кукол порядка 60 действующих спектаклей. Некоторые из них — долгожители. Есть постановки, на которых еще детьми бывали папы и мамы сегодняшних маленьких зрителей. Главный критерий сохранения спектакля в репертуаре — его популярность. Она и дает повод для такого практического подхода.
— Отработаем спектакль несколько сезонов и откладываем в сторону,— говорит директор театра заслуженный работник культуры РФ Наталья РЯЗАНЦЕВА.— Ждем, пока подрастет новое поколение зрителей, затем восстанавливаем постановку и вновь запускаем в активную эксплуатацию. Подобный опыт позволяет манипулировать репертуаром и поддерживать его разно — образие. Вот только хранить такое количество кукол и декораций — проблематично…
Разместить их в изначально отведенном для этого помещении давно уже нереально. Вот и висят куклы всюду: вдоль стен коридоров служебных помещений, за сценой, в фойе и т. д. Приспособили под хранилище и репетиционный зал. Но поиск помещения для размещения материальной части спектаклей не единственная проблема хранения.
— Часть кукол, которые находятся в ящиках, нужно регулярно проветривать. Да и сразу после спектаклей они нуждаются в просушивании внутренней части,— объясняет заведующая костюмерным цехом Оксана АБРАМОВА.— Костюмы актеров стираем после каждого представления. А после «Академии мультизвезд» костюмы ростовых кукол на подкладке из синтепона вообще хоть выкручивай, особенно летом. Актеры на этом спектакле сбрасывают до трех килограммов. Да и я худею, когда стираю эту одежду. Неплохо заменяет
А одной из самых сложных процедур костюмер называет уход за шевелюрами кукол. Их изготавливают из искусственного волокна. Поддерживать прически в чистоте и порядке прядь за прядью приходится с помощью шампуня и зубной щетки.
— А если этого не делать, то они превратятся в мочалку,— поясняет Оксана.— После мытья мы делаем завивку и пролачиваем. Всё, как у людей, только более хлопотно.
Ох, нелегкая эта работа
Творческим процессом создания спектакля руководят художник и режиссер. Полет фантазии в этом случае неограничен, что порою ставит
— Один режиссер конкретно говорит, что ему нужно из технических приспособлений и подсказывает, как это воплотить. Другой — может просто сказать: ну вы мне сделайте то и то, и чтобы это умело всё,— делится особенностями своей работы заведующий
Подобные издержки возникают и при выстраивании световой партитуры.
— Здесь самое главное найти контакт с режиссером,— объясняет художник по свету Дмитрий АЛЁШИН.— В одних случаях постановщик предлагает заранее продуманную им световую картинку. В других — мы совместно ищем решение. А бывают режиссеры, которые вообще светом не занимаются. Тогда и возникают сложности — угодить таким непросто. Много лет назад приглашенный режиссер ставил у нас «Тайну острова Баррамапутту». За день до сдачи худсовету в спектакле накопились всякие недоработки, в том числе и по свету. Все находились в напряженном состоянии, и, чтобы
Детский зритель — непредсказуемый. В театре могут вспомнить много непридуманных историй, связанных с неожиданным поведением детей во время представления. Бывали случаи, когда маленькие зрители поднимались на сцену и пытались бороться с отрицательными героями, плакали при виде страданий добрых и положительных, и так далее.
— Случалось, что при появлении персонажа, которого по идее зрители должны не любить, они вдруг начинали ему симпатизировать,— вспоминает
Всё, что было,— не прошло…
Торжества по случаю юбилея театра намечены на февраль 2018 года. Точная дата пока не определена. А над сценарием праздника в коллективе начали работать давно. Известно, что игровая программа для гостей начнется с того, с чего начинается театр согласно афоризму К. С. Станиславского, то есть с вешалки. В зрительном зале на основе постановки «Левша» актеры поведают историю Тульского театра кукол. А в фойе будет оформлен стенд, посвященный мастерам, работавшим в театре в разные годы.
— Для меня всегда были и остаются примером верного служения профессии артисты Валентина Максимовна Михайлова, Вера Кузьминична Степанова, Любовь Дмитриевна Агапова, Тамара Ивановна Долгова, Раиса Шалыгина, Николай Басин, Валерий Ванин, Роза Грибанова и многие другие,— говорит директор театра.
Работники театра нескольких поколений с теплотой вспоминают завмуза Захара Айзиковича Аксёнцева, называя его
Особое место в истории театра занял Игорь Михайлович Москалёв, много лет прослуживший главным режиссером, а также работавшая главным художником Маргарита Николаевна Фирстова — дочь Николая Чекова, одного из инициаторов создания Тульского театра кукол в 1937 году.
— Театр всегда поддерживал в людях всё самое светлое и доброе, что дано человеку от природы,— говорит Наталья Рязанцева.— Надеюсь, что свою лепту в этот процесс продолжает вносить и наш театр.