Допинг был всегда, но не всегда это было плохо

Назад

15 сентября 2017 00:00

 0
Спорт

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Школьные уроки физкультуры не способствуют развитию человека, при этом 80% детей могут демонстрировать способности, которые сейчас называют уникальными и сверхъестественными. В этом уверен профессор Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Олег Петрович Панфилов, подготовивший не одного олимпийского чемпиона.

Судьба исследователя

Олегу Петровичу — 88, но поверить в это мешают его физическая подвижность и полная ясность мысли. Преподаватель провёл несколько пар, успел после занятий пообщаться с некоторыми студентами лично и только после этого нашел время для беседы с автором этих строк. Он не выглядит усталым — наоборот, говоря о вещах ему близких, Панфилов реагирует живее и темпераментнее, чем его молодые коллеги: демонстрирует результаты своих многолетних исследований, постоянно обращается к дополнительной научной литературе, обосновывающей суть его методики.

Все свои наработки доктор биологических наук в первую очередь испытывает на себе. Говорит, что уже 60 лет живет по собственной методике, той самой, по которой готовил спортсменов. А если бы начал саморазвитие ещё раньше, то и сам при желании смог бы добиться олимпийских высот. Но судьба выпала иная — быть исследователем.

Олег Петрович Панфилов — коренной туляк, окончил Центральный институт физической культуры (ныне — московский РГУФКСМиТ). В период работы по теме докторской диссертации в 70–80-е годы прошлого века входил в состав научной группы Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры по исследованию влияния на организм спортсменов высшей квалификации поясно-климато-географических факторов.

— В 1968 году Советский Союз проиграл Олимпиаду в Мексике американцам, после чего началось разбирательство,— рассказывает Олег Петрович.— Выяснилось, что не были учтены часовые пояса, которые преодолели спортсмены,— наша сборная прибыла всего за два-три дня до стартов и не смогла правильно подготовиться. Плюс — не был учтён высокогорный рельеф местности, где проходили Игры. А впереди предстояли олимпийские старты за океаном — в Монреале, Лейк-Плэсиде, Лос-Анджелесе. Так я с группой специалистов попал на Дальний Восток, где организовали тренировочную базу, и стали возить спортсменов туда-сюда. Летали и мы…

Лучшие стимуляторы — растительные

Одновременно велись исследования и по другим направлениям. По словам Панфилова, допинг на его памяти в спорте был всегда, только слово это не всегда имело негативную окраску. Спортсмены принимали препараты на основе натуральных ингредиентов. Например, популярны были корень женьшеня и элеутерококк.

Чем дальше шагала наука, тем жёстче становились правила. Когда медицина научилась определять следы использования этих растений в организмах, то их запретили. Причём советским учёным удалось узнать об этом раньше и за два года прекратить давать препараты спортсменам.

А вот лимонник китайский — по-прежнему имеет распространение, хотя в своё время был именно советским ноу-хау, его даже меняли на инвентарь.

— Мы им — лимонник, а они нам — лыжи, было такое. В 1988-м в Калгари практически все скандинавские лыжники бежали на нашем лимоннике, который никак не выявлялся при пробах. Были и родиола розовая, и корень левзея, и другие «препараты»,— продолжает профессор.

Комментируя современные допинговые скандалы в спорте, О. П. Панфилов говорит, что они могут происходить только из-за недосмотра или банального непрофессионализма тех, кто готовит спортсменов:

— Что говорить, если 70% чиновников Минспорта к спорту не имеют отношения. Мы же, формируя сборную, обсуждали каждую кандидатуру, каждый был на учёте, под пристальным наблюдением целой группы специалистов — и мы знали, на что можем рассчитывать…

Команда профи просуществовала до 1988 года. Когда пал «железный занавес», многие советские учёные уехали за рубеж. И только сейчас эта индустрия начинает восстанавливаться.

Антропокультуру — в массы

Оставив спорт высших достижений, профессор Панфилов вернулся в Тулу, где уже много лет преподаёт на кафедре теории и методики физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого, занимается разработкой здоровьесберегающей системы образования. Пропагандирует антропокультуру и индивидуализацию физических нагрузок.

— Я люблю гулять и заниматься в парке, там сейчас много народу,— говорит Олег Петрович.— Часто от людей слышу, мол, физкультуру в школе может вести каждый, так зачастую и бывает. Но что эти люди, прослушавшие 72- или даже 144-часовой курс повышения квалификации, делают с нашими детьми? Как-то я оказался в детском саду, дети там танцевали — прыгали и прыгали, не чувствуя усталости. Я подошёл к одной девочке, пульс у неё был 175, а у другой — и вовсе 186. Это говорит о непрофессионализме физкультработника или следовании устаревшим методикам…

Много лет О. П. Панфилов ведёт исследования — согласно полученным заключениям, мозг человека наиболее подвижен в возрасте 3–7 лет, именно тогда можно разглядеть будущего гения. Причём не только в спорте: настоящий талант может пробиться и в других сферах, главное — его не загубить. Основной постулат методики профессора — индивидуальный подход к физическому развитию человека в любом возрасте и, исходя из этого,— разумный баланс физического, энергетического и духовного развития. Добиться этого на уроках физкультуры, где занимается целый класс из 30 человек, практически невозможно. Нужно либо разделять детей на группы, либо родителям самим формировать нагрузки своего ребёнка.

С пропагандируемой спортизацией физической культуры О. П. Панфилов не согласен — она подходит далеко не всем. А вот что нужно, так это вовлекать в работу разные части головного мозга: чтобы ребёнок, выполняя некоторые движения, не делал их автоматически, а вовлекал бы в работу эмоциональную сферу, зрительную, слуховую активность. Это поможет и физическому, и умственному развитию.

— Многим нравятся телепрограммы «Лучше всех» и «Удивительные люди». Мы не верим, что такое возможно, но почему? Ведь герои программ живут среди нас, просто они развивались по-другому, и при правильном подходе практически любой сможет повторить этот результат. Да, настоящих гениев не так много, но их надо воспитывать, для чего я и хочу внедрить свою методику — открыть детско-юношескую академию подготовки в Туле, чтобы затем тиражировать этот подход в массы…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных