Пятница 25 сентября

В знак признательности от земляков

Назад

08 Сентября 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Андрей ПАНИН

В списке почётных граждан Тульской области — три новых фамилии выдающихся людей, вписавших яркие страницы в ратную и трудовую летопись страны и нашего региона.

4 сентября состоялось заседание комиссии по рассмотрению материалов и предложений о присвоении звания «Почётный гражданин Тульской области». С учётом рекомендаций комиссии указами губернатора Тульской области звание «Почётный гражданин Тульской области» присвоено: заслуженному оружейнику Николаю Фёдоровичу Макарову (посмертно), участнику Великой Отечественной войны, члену Тульской региональной общественной организации «Российский Союз ветеранов» Николаю Ивановичу Кульпову, выдающемуся авиаконструктору Владимиру Михайловичу Мясищеву (посмертно).

Николай Фёдорович Макаров

— знаменитый конструктор-оружейник. Практически весь его трудовой путь прошёл в Туле, в Конструкторском бюро приборостроения. Николай Фёдорович разработал и внедрил в производство пистолет ПМ-9, признанный лучшим карманным пистолетом XX века. Макаров является соразработчиком скорострельной автоматической авиационной пушки АМ-23, которая положила начало целой линейке тульских скорострельных пушек, считающихся лучшими в мире. Николай Федорович также стоял у истоков разработки противотанковых управляемых ракет.

Он родился 9 мая 1914 года. После окончания ФЗУ в Рязани вернулся в родной городок Сасово, где работал слесарем в паровозном депо. Через пять лет передовика решили отправить на учебу в Тульский механический институт. Летом 1941 года Макаров на ТОЗе проходил преддипломную практику. Он был отличником, ему прочили аспирантуру, но война изменила планы. Макарову досрочно присвоили квалификацию инженера и направили в Загорск. В 1943 году в рамках дипломной работы Николай спроектировал новый автомат, однако он в серию не пошел.

Но зато Макаров изобрел пистолет, ставший основным личным оружием для нескольких поколений наших офицеров. Был объявлен конкурс, так как ТТ уже не отвечал требованиям. После того как на испытаниях образцы конкурсных пистолетов поместили в жижу из песка, выстрелил только макаровский, его и приняли на вооружение.

Он был великим тружеником, не жалевшим себя, свое здоровье ради дела всей жизни. Сердце Николая Федоровича остановилось только после седьмого (!) инфаркта.

Вспоминает сын Н. Ф. Макарова Николай:

— Главным для моего отца была работа. Практически всю свою жизнь он что-то делал впервые, и, наверное, ему в этом смысле повезло. Взять хотя бы его пистолет, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса. Мало кто знает, что отец параллельно разрабатывал два пистолета: калибра 9 мм и 7,62 мм. И вот второй не прошел, а первый выиграл конкурс. Конечно же, сколько сил, энергии было вложено в этот пистолет! Но нельзя забывать и о другой колоссальной работе — о налаживании массового производства этого пистолета…

Н. Ф. Макаров — Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Государственной премий.

Николай Иванович Кульпов

— член Тульской региональной общественной организации «Российский Союз ветеранов», участник Великой Отечественной войны. Служил в 206-м отдельном корректировочно-разведывательном полку, а затем в 303-й авиационной истребительной дивизии. Совершил 87 боевых вылетов на штурмовике ИЛ-2. Является активным членом Международной Ассоциации ветеранов «Нормандия-Неман».

Н. И. Кульпов родился 5 августа 1923 года в Ивановской области. Окончил текстильный техникум, лётную школу.

— В 1939 году, на втором курсе техникума, к нам, 16-летним пацанам, пришли «вербовщики» из местного отделения Осоавиахима,— рассказал Николай Иванович в интервью «АиФ».— Спрашивают: «Кто хочет летать?» А тогда с уст людей не сходили фамилии прославленных лётчиков Леваневского, Слепнёва, Чкалова, героев-челюскинцев. Лётчики были желанными гостями на любом торжестве. Естественно, все мальчишки нашего курса записались в школу пилотов…

В первые военные месяцы Кульпов летал на легкомоторном Р-5, а затем поступила команда переучивать лётчиков на пилотирование самолёта ИЛ-2. Помимо 500 кг бомб, которые брал на борт штурмовик, он был оснащён крупнокалиберными пулемётами и пушкой, а корпус усилен бронёй.

— Наши самолеты внезапно появлялись, бомбили объекты и так же стремительно улетали. Наши солдаты называли ИЛ-2 «летающим танком», а немцы — «чёрной смертью»,— вспоминает ветеран.— Я служил в 303-й авиационной истребительной дивизии, в составе которой воевал прославленный полк «Нормандия-Неман»…

После Победы Николай Иванович продолжил службу в авиации на Дальнем Востоке. Он награждён двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и другими наградами. После ухода в отставку ветеран 30 лет проработал на тульском заводе «Газстройдеталь».

Владимир Михайлович Мясищев

— выдающийся авиаконструктор. Работал в КБ А. Н. Туполева и в КБ им. Петлякова. На самолётах В. М. Мясищева установлено 18 мировых рекордов скорости полёта и грузоподъёмности, около половины которых не перекрыто до сих пор.

Он родился 15 (28) сентября 1902 года в городе Ефремове, ныне — Тульская область. После окончания Московского высшего технического училища имени Н. Э. Баумана работал в КБ А. Н. Туполева, участвуя в создании самолётов ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 «Максим Горький». С 1934 года — начальник бригады экспериментальных самолётов (КБ-6) конструкторского отдела сектора опытного строительства ЦАГИ, где в 1936 году был создан бомбардировщик-торпедоносец АНТ-41 (Т-1). В 1937–1938 годах В. М. Мясищев — главный конструктор ОКБ завода № 84 (город Химки Московской области), где шли работы по началу эксплуатации самолета Ли-2.

В конце 1939 года Мясищев предложил проект дальнего бомбардировщика «102» с герметичными кабинами. С 1943 года Владимир Михайлович — главный конструктор на заводе № 22 в Казани по модификациям и серийному производству пикирующего бомбардировщика Пе-2 и на заводе № 482 в Москве по доводке самолёта ДВБ-102.

В 1945 году под руководством Мясищева начинается изготовление макета РБ-17 — четырехдвигательного бомбардировщика. Наработки по нему позволили быстро создать реактивный Ил-22. В 1946–1951 годах В. М. Мясищев — заведующий кафедрой проектирования самолётов, декан самолётостроительного факультета Московского авиационного института (с 1947 — профессор).

В начале 1950-х годов Мясищев подал в правительство предложение о создании стратегического самолёта с дальностью полёта 11–12 тысяч километров. Предложение было принято, и 24 марта 1951 года решением правительства ОКБ-23 главного конструктора Мясищева было воссоздано. Самолёт, оснащённый четырьмя ТРД и получивший обозначение М-4, был спроектирован и построен всего через один год и 10 месяцев после организации ОКБ. В середине 1950-х годов перед ОКБ была поставлена задача создать сверхзвуковой стратегический ракетоносец. Задачу выполнили в рекордные сроки: самолёт, получивший название М-50, совершил свой первый полёт в 1959 году.

В. М. Мясищев — доктор технических наук, профессор. Он — Герой Социалистического Труда, награждён тремя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Суворова 2-й степени, орденом Трудового Красного Знамени. Лауреат Ленинской премии.

* * *

Вручение нагрудных знаков и удостоверений к почётному званию состоится сегодня на торжественном собрании, посвящённом Дню Тульской области.


Наши партнеры
Реклама