Пятница 25 сентября

Спасти рядового Шабунина

Назад

01 Сентября 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Елены КУЗНЕЦОВОЙ

В Ясной Поляне началась работа над фильмом «История одного назначения». Режиссер и автор сценария Авдотья Смирнова снимает картину, основанную на реальных событиях из жизни Льва Толстого.

Закон против справедливости

Крымская война 1853–1856 годов вскрыла проблемы, накопившиеся в российской армии: неэффективное управление, плохая подготовка солдат и офицеров, недостаточная оснащенность. Александр II принимает решение о военной реформе и начинает с проверки воинских частей. В 1866 году, перед ревизией 65-го Московского пехотного полка, случилось неприятное происшествие: писарь Василий Шабунин ударил по лицу ротного командира. По законам военного суда ему грозит смертная казнь. Лев Николаевич Толстой узнаёт об этом деле от знакомого офицера Григория Колокольцева, он выступает адвокатом Шабунина в суде. Но защита проигрывает, и рядового приговаривают к расстрелу. Позже Толстой напишет о том, что этот случай оказал на его жизнь огромное влияние…

Съемки будут проходить в Ясной Поляне и усадьбе Пирогово, в Санкт-Петербурге и недалеко от Пушкинских Гор. В картине заняты младший брат Авдотьи Смирновой Алексей (он играет Григория Колокольцева) и ее отец, известный режиссер Андрей Смирнов. А также Евгений Харитонов в роли Льва Толстого, Ирина Горбачева в роли Софьи Андреевны, Игорь Золотовицкий (управляющий), Анна Михалкова (нигилистка), Алексей Макаров (Сергей Толстой) и другие. Работу над фильмом планируется закончить через год.

Авдотья Смирнова рассказала о том, почему именно этот эпизод из жизни Толстого вдохновил ее на создание сценария:

— Я большая поклонница трилогии Павла Басинского о Толстом. Когда читала вторую книгу «Святой против Льва», наткнулась на главу «Спасти рядового Шабунина» — и меня поразил этот сюжет. Поразил потому, что эта коллизия — вневременная для России: у нас почему-то закон и справедливость вечно вступают в конфликт. В этой истории закон против справедливости — одна из тем. А еще здесь есть тема «долг против милосердия», тема «маленького человека», тема интеллигентских ошибок, в том числе — ошибка самого Льва Николаевича Толстого….

У нас Толстого всегда видят старцем — с седой бородой по пояс, в толстовке, и мы как-то забываем о том, что он был молодым, полным сил человеком, полным страстей, с огромным темпераментом. А я очень люблю Толстого, и мне захотелось выковырять Льва Николаевича из рамы в школьном кабинете литературы. Кроме того, я очень люблю XIX век. В наших школах, к сожалению, его часто преподают плохо, схематично. А XIX век — он же совсем рядом: руку протяни — и окажешься в нем. Хочется попытаться рассказать о людях XIX века как о наших современниках, показать, что их мотивировки, поступки могут быть нам понятны и вызывать чувство сопереживания. То есть я снимаю картину про сегодня.

Дух места помогает

— Вы снимаете в Ясной Поляне, будете работать в Пирогово. Для вас важен выбор места, его атмосфера?

— Безусловно. Кино — штука дорогая, мы делаем фильм на частные деньги, и по финансовым соображениям лучше было бы ограничиться одной экспедицией: вот снимаем роту в Псковской губернии — там и имение можно найти. Но я сказала продюсеру: «Давай съездим в Ясную, я тебе покажу, что это такое,— тогда и будем решать».

Здесь совершенно уникальные атмосфера и микроклимат. Я знаю много музеев-усадеб: снимала и в Спасском-Лутовиново, и в Овстуге, и в Абрамцево. Но Ясная не похожа ни на одно другое имение в России. Отпечаток этой выдающейся, странной, ни на кого не похожей семьи Толстых здесь есть абсолютно на всём — он в ландшафте, в постройках. Кроме того, гения места никто не отменял — и дух места всегда помогает. Сюда приезжаешь — по-другому дышишь, успокаиваешься, у тебя хорошее настроение.

— Льва Толстого играет артист «Гоголь-центра» Евгений Харитонов. При выборе актера вам было важно портретное сходство?

— Когда я искала артиста, думала о том, чтобы он был талантливым и смог справиться с этим характером. И о том, что если будет еще и портретное сходство, это окажется редкостной удачей. Нам повезло, что Женя еще к тому же и похож на Толстого. Я увидела его в спектакле «Обыкновенная история» — и совершенно обалдела, притом что он был без парика и бороды. А потом, когда стали делать пробы по гриму, все в обморок попадали: есть несколько фотографий Толстого, где они похожи просто невероятно.

— Вы работаете на территории музея-заповедника. Сложно было получить разрешение?

— Вообще получить такое разрешение очень сложно. Но у меня сложился позитивный анамнез: это уже четвертая картина, которую мы снимаем в музее, и музейщики знают, что в группе, с которой я работаю,— высокие профессионалы… Ну, а Ясная Поляна — это статья особая. Потому что Екатерина Александровна и Владимир Ильич Толстые — мои друзья. Они радушно нас встретили, всячески опекают — и терпят всё это безобразие. Вот сегодня дождь, а группа большая — и мы переживаем, что натоптали, что-то не так поставили. Но при этом мы все очень стараемся беречь «фэн-шуй»…

Национальная идея: просвещать зрителя

Исполнитель роли Гриши Колокольцева Алексей Смирнов признаётся, что это не первая его встреча с Толстым. Он закончил мастерскую Сергея Соловьева, где в спектакле по роману «Война и мир» играл Пьера Безу — хова. У него есть и кинематографический опыт, в частности он снимался в фильме Анны Меликян «Про любовь». По образованию Алексей — режиссер, осенью должна выйти его дебютная картина «Садовое кольцо».

— В Ясной Поляне меня больше всего поразила могила Льва Николаевича. Я, естественно, ожидал какой-то памятник и, когда увидел эту заросшую полянку с оврагом, подумал, что надо прожить жизнь так, чтобы тебя похоронили именно таким образом… Меня поразило, что могила может столько сказать о жизни человека, который давно ушел.

Каков мой герой? Молодой поручик, пока еще наглый, довольно инфантильный… Но, наверное, об этом меня лучше спросить в конце картины: очень тяжелая роль, и я думаю, что выйду со съемочной площадки другим человеком.

— А как вам работается под руководством сестры?

— Ну, приходится, конечно, ее контролировать… А если серьезно — отлично работается. С Дуней очень легко, мы много репетировали еще в Москве, перед съемками…

Заслуженный артист РФ, ректор школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий на вопрос, как он себя чувствует в роли управляющего усадьбой «Ясная Поляна», отвечает: «Классно, чудесно, замечательно! Я всем хвастаюсь, что я — „управляющий Львом Николаевичем Толстым“.

— Судьба актерская неисповедима. Мог ли я думать, когда приезжал сюда со студентами лет десять назад с дипломным спектаклем «Война и мир», поставленным Мариной Брусникиной, что когда-нибудь биографически прикоснусь к этому святому месту? … Замечательно, что в наше непростое время есть возможность снимать полнометражный фильм по прекрасному сценарию. И не стрелять при этом из пистолета, не гоняться друг за другом… А рассказывать такую невероятную историю. Это ли не национальная идея — просвещать зрителя? …

Всю жизнь я так или иначе связан с фамилией Толстого, много о нем читал, но когда начинаешь окунаться в таких гениев… Он для меня по-прежнему — как инопланетянин. Нашими русскими гениями — Пушкиным, Достоевским, Толстым — можно заниматься всю жизнь и каждый раз что-то для себя открывать, удивляться их поступкам. Толстой был неординарной личностью и окружал себя тоже неординарными людьми. Мне бы хотелось, чтобы и мой герой получился неординарным…

Съемки в Ясной Поляне и усадьбе «Малое Пирогово» продлятся до 3 сентября.


Наши партнеры
Реклама