Госпожа телевизионного эфира

Назад

22 августа 2017 00:00

 0
Юбилей/Праздник

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Светланы КОЛОСКОВОЙ

Когда Алла Богославская окончила престижнейший журфак МГУ, журналистика еще считалась мужской профессией. Особенно на телевидении.

Нет, женщины имели место в кадре – они его украшали в качестве дикторов. На крайний случай, повествовали о прекрасном – культуре и искусстве. Но экономика, а пуще того – политика считались сугубо мужским уделом. Сказать свое веское слово в серьезных сферах можно было одним путем – отработать положенный срок репортером. По сути, старшей куда пошлют.
Мы познакомились в середине восьмидесятых в колхозе им. Дзержинского Щекинского района. Нашим общим героем был комсомольско-молодежный сельхозотряд «Факел», отличившийся на уборке картофеля. Их родная организация, шефствовавшая над хозяйством, строила очередной судьбоносный газопровод в Европу, рабочие руки там были на вес золота. Понятно, что в колхоз послали тех еще «комсомольцев» – щедро татуированных, со стальными                                                   «фиксами».
 День был дождливым, съемка откладывалась: картофелеуборочные комбайны в грязь в поле не выгонишь – увязнут. На корреспондентов такие «условности» не распространялись – переобулись в предусмотрительно прихваченные резиновые сапоги – и вперед, к народу. Народ, мучимый бездельем, был расположен шутить. Я оробела – контингент-то явно специфический. Но Богославская быстро привела всех в чувство. «Вы работаете – и мы работаем», - строго сказала, как отрезала. Пока ждали погоды, чтобы все-таки выгнать комбайны на пустое уже поле, расспросили всех и обо всем. Молодежная редакция тогдашнего ТВ требовала от нее полноценную программу о героях страды.
- Я всегда работала над программами, - вспоминает Алла. - В жизни не думала, что придется стать редактором новостей. В самом начале работы какие там у нас новости-то были – минут 10 в день. Из них 5 минут Вовка Егоров читал по бумажкам всякий официоз… Народу у нас и тогда работало немного. С картинками тоже была беда: час двадцать в месяц эфира, например, а съёмки – 20 минут в квартал. Одни и те же комбайны по полю месяцами ходили, бывало и фотоснимками перекрывались…
Заработки тоже оставляли желать много лучшего.
- Гонорары выделялись на квартал, - продолжает Богославская. - Руководитель молодежной редакции умудрялась распределить его весь  месяца за два, а потом куда-нибудь быстро уезжала. А у нас – бесконечный субботник. «Подзалетели мы», - сокрушался директор студии. Сокрушался, пока я не открыла ему суровую правду про «подзалетели»  – мол, так говорят только женщины, оказавшиеся во вполне конкретной щекотливой ситуации…
Ее всегда отличала эта особенность: строго сказать очередную суровую правду, причем невзирая на личности.
Уже в девяностых тогдашний губернатор Николай Севрюгин принял историческое, как ему казалось тогда, решение – не перечислять налоги области в федеральную казну. И созвал по этому поводу телевизионную пресс-конференцию с приглашением даже оппозиционных журналистов. Вернее, журналиста – меня то есть.
Губернатор долго повествовал о неплатежах из центра, о долгах перед оборонщиками, неперечислении дотаций и субвенций областному бюджету. И наконец иссяк. Настало время вопросов.  Ну, думаю, сейчас «придворные» начнут со своими «одобрямсами», а потом уж я как врежу так врежу… Не успела. На всю студию раздался «дивный волжский бас» Богославской:
- Николай Васильевич, а дальше-то как жить будем? Область-то наша все-таки дотационная…
Срезала. Губернатор принялся оправдываться, словно школьник. А у «придворной» Аллы Викторовны ни тени смущения во взгляде – принимает всё как должное.
- Алла, а как получилось, что именно тебе с твоим острым языком и мгновенной реакцией доверили вести интервью с «великими»? Были, помнится, и Ельцин, и Черномырдин, не говоря уж о губернаторах и тульских градоначальниках…
- Да началось-то всё довольно давно. Помню, на одну из областных комсомольских конференций приехали секретарь ЦК КПСС Капитонов, первый секретарь ЦК ВЛКСМ Пастухов. Ну и Юнак был, разумеется. Я подошла к председателю областного телерадиокомитета и попросила договориться с кем-то из гостей об интервью. «Тебе надо, ты и договаривайся», - отрезал он. Ага, думаю, значит, руки у меня развязаны. Кстати, действительно договорилась, и без особого труда.
 Она не видит особой разницы, у кого брать интервью – каждый в своем деле главный, каждый по-своему уникален. Начальники – они тоже люди, со своими проблемами, достижениями, комплексами. Главное, чтобы человек понял, чего ты от него добиваешься.
- Вопросы к представителям властей предержащих формируются просто, - уверяет Алла Богославская. - Мы ведь на земле живем, проблемы знаем, они у нас такие же, как и у всех туляков. Понятно, что лапшу людям на уши вешать бесполезно – это вызовет крайне негативную реакцию даже в самых безобидных случаях. А отношения строить со всеми – от дворника до губернатора – и того проще. Главное, уважать свою профессию самому – тогда и тебя будут уважать.
Меж тем отношения с начальством, даже с собственным, – дело непростое. Как-то вновь пришедший руководитель областного радио невзлюбил молоденькую сотрудницу. Шла перестройка, бушевала гласность, так что «съесть» девушку обычным путем не получалось – пришлось апеллировать к  коллективу. Коллектив на собрании хоть и без особого рвения, но все же заклеймил виновницу «торжества» – ничего личного, просто в телерадиокомпании предстояла реорганизация, все боялись не вписаться в новый формат и остаться без работы. И только один голос – низкий и глубокий – прозвучал над общим шумом. «Да вы что, с ума, что ли, все посходили? - возмутилась тогда Алла Викторовна с высоты своего непререкаемого профессионального авторитета. - Есть у вас нормальный живой человек, а вы его уже и заклевать готовы!»
Несколько лет назад Богославская решила: хватит с нее. Поработала, пора и честь знать. Но стать образцовой бабушкой у нее не получилось. Слишком живая работа не располагает к последующему размеренному отдыху. Она вернулась в родной коллектив. Редактором службы новостей.
- Раньше у меня к новостям было плевое отношение, - признаётся она. - Ну что можно успеть за полторы минуты эфира? Оказывается, многое. Конечно, молодежь спешит. Бывает, что в ущерб качеству. Ну на то и редактор, чтобы поправить.
И не только поправить. Богославская призналась, что снова начала находить в работе удовольствие, придумывая, как простую проходную информацию сделать «вкусной» новостью.
Ведь если тебе самой интересно, то и другим тоже интересно будет.
… Перед тем как встретиться с Богославской, позвонила и, услышав в трубке неповторимый голос, сказала:
- Добрый день, Алла Викторовна!
- Ну ты меня еще госпожой назови…
Почему бы и нет?

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных