Мат изучают на девятнадцатом уроке

Назад

08 августа 2017 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: f-chess-kk.ru

Тульских учителей массово учат играть в шахматы – так наш регион готовится к старту проекта «Шахматы в школе», который намечен на 1 сентября.

Как ходят, как сдают

- Короля я называю «трусливым», слона – «слонопотамчик», а коня – «коняшкой» и показываю, как он скачет. Детям нравится, и так они лучше запоминают фигуры, а затем и саму игру, - преподаватель с большим стажем Марианна Полётова ведёт занятия для учителей из школ Тульской области.
Занятия начались в минувшую пятницу в тульском институте повышения квалификации работников образования и продлятся весь август. На первой общей лекции в аудитории не было свободных мест, несколько десятков учителей из разных районов области приехали, чтобы получить корочки и с началом нового учебного года приступить к урокам.
В запуске проекта «Шахматы в школе» в Тульской области принимает участие 24 центра образования, в состав каждого из которых входит несколько школ, – этим и объясняется столь большое число учителей на вводном занятии. Затем их разобьют по группам, и пойдёт более детальная работа.
Но уже на первой лекции педагоги, сами превратившиеся в учеников, задают вопросы. Как ставить оценки за шахматы? Что делать, если ребёнку неинтересна игра? А если наоборот, кто-то из учеников демонстрирует явные успехи, куда обращаться? Как использовать на уроке компьютер?
В числе слушателей курсов – учителя начальных классов и преподаватели физкультуры. Программа обучения шахматам разделена на четыре года и предназначена для начальной школы. При этом, каким образом будут проходить уроки, в каждом образовательном учреждении решат самостоятельно.
- Есть несколько вариантов, - объясняет завотделом планирования и сопровождения учебного процесса Ксения Майорова. - Шахматы могут быть введены вместо третьего урока физкультуры либо как региональный компонент учебной программы, в этом случае школа сама решает, какое количество часов в неделю выделять на занятия. Также и с оценками: предмет может преподаваться либо факультативно, либо быть включён в обязательную программу…

Ребята хотят играть

После занятия Марианна Полётова в беседе с автором этих строк констатирует:
- Уровень учителей разный: одни хорошо знают и любят шахматы, другие даже не могут расставить фигуры на доске. Моя задача – объяснить методику преподавания шахмат в школе, рассказать об оборудовании и методических материалах, ведь даже цвет доски и размер фигур для детей имеет значение. Я веду шахматы 33 года, даже написала учебник. В нашу секцию приводят малышей начиная с пяти лет, и к каждому я нахожу подход. Да, некоторые ребята довольно быстро начинают демонстрировать успехи, по другим видно, что больших достижений у них не будет, но я не отказываю никому, потому что, как бы оно ни было в дальнейшем, шахматы очень полезны для развития интеллекта, это было неоднократно доказано…
После относительного затишья сегодня интерес к игре на чёрно-белой доске вновь растёт. Марианна Полётова ведёт занятия в бывшем Дворце пионеров, и сейчас там проводится запись на новый учебный год. В секцию шахмат уже подано 54 заявления, так что недостатка в желающих нет.
- Я аплодирую родителям, которые ведут детей в нашу секцию, – молодцы! Они делают своему ребёнку только лучше, - продолжает Марианна Викторовна. - Что касается преподавания шахмат в школе, то это не новое явление: в Калмыкии, например, Кирсан Илюмжинов ввёл этот предмет с 1994 года. Во многих странах в школе обучают шахматам, и показатели успеваемости у этих детей растут. Другой вопрос, должен ли этот предмет быть обязательным и как его оценивать? Я в этом не уверена. Ведь и на обычной физкультуре все проявляют себя по-разному, поэтому оценок, особенно в начальных классах, ставить не стоит. Но, чтобы у ребят была мотивация, я обычно в конце года награждаю лучших – покупаю им конфеты. Ребятам приятно…
Для обучения по курсу «Шахматы в школе» разработаны специальные учебники и методические рекомендации для учителей. Марианна Полётова, просматривая их, отмечает, что изложено всё понятно, вот только есть вопросы к программе. Например, в первом классе занятия начинаются с истории шахмат, описания доски, вертикали и горизонтали, а к шахматным фигурам и начальной позиции там переходят только на седьмом уроке.
- Если брать за основу один час занятий в неделю, то за доску ребята сядут только в начале второй четверти. К слову, мат изучается лишь на 19-м уроке, - говорит педагог. - По моему опыту, ребята хотят начать играть как можно раньше. В этом возрасте они открыты новому и рвутся в бой. Составители же курса по- шли по пути минимизации отрицательных эмоций, то есть пока ребёнок не начал играть, он не начал проигрывать, значит, у него нет отрицательных эмоций. Но рано или поздно с этим придётся столкнуться…

Гроссмейстеры – дороже

Занятия шахматами требуют усидчивости и сосредоточенности, а эти качества присущи далеко не всем детям. Марианна Полётова даже шутит, что её игра вредит здоровью, ведь надо по четыре часа сидеть на стуле. В этом смысле хорошей разрядкой будут обычные уроки физкультуры. Однако если уж ребёнок втянется в процесс, то любовь к игре пройдёт с ним через всю жизнь.
Успехи и общая склонность к шахматам проявятся довольно быстро, и если родители и сам юный ученик захотят продолжить развитие в этом направлении, то возможностей для этого у них достаточно. В Туле действуют шахматные секции, занятия проходят в шахматно-шашечном клубе, где с самыми успешными учениками работают индивидуально.
Есть и шахматные репетиторы. Предложения об индивидуальных занятиях встречаются в интернете, но как и с хорошими учителями по другим предметам, лучших тренеров по шахматам передают из рук в руки. Стоимость занятий может начинаться от 300 рублей за 45 минут у молодого специалиста. Опытные мастера берут вдвое больше, частной практикой зарабатывают даже гроссмейстеры. Занятия ведутся как лично, так и дистанционно, по видеосвязи.
- Очень часто родители просто хотят, чтобы их дети были хоть чем-то заняты, – и отдают их на шахматы. Наши занятия более демократичны, чем футбол, где если нет успехов, то не стоит и продолжать, о чём говорят тренеры. Мы не говорим «нет», ждём, пока ребёнок сам скажет, если у него к этому не лежит душа, - считает М. Полётова.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных