Если ворота унести за околицу

Назад

04 августа 2017 03:00

 0
Город Т.

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Вокзалы, какой бы вид транспорта они ни принимали и ни отправляли, неизменно называют воротами наших городов.
Тульский автовокзал введен в эксплуатацию шестьдесят лет назад. С тех пор взгляд редкого крупного административного работника, отвечающего за пассажирские перевозки в Туле, а то и в области, не цеплялся взглядом за аккуратное строение.
А в последние три десятка лет чиновничьи умы и вовсе регулярно будоражит мысль о переносе знакомого чуть не всем жителям региона и привычного объекта автотранспортной инфраструктуры куда-нибудь… вдаль. Пусть даже в три или четыре точки, но непременно – с глаз долой. Исключительно ради разгрузки центра.
Для пущей привлекательности идеи осталось только принародно клятвенно пообещать обустроить на месте автовокзала сквер с цветником и тут же, не откладывая в долгий ящик, приступить к строительству очередного торгово-развлекательного центра. Прецеденты случались, и о том хорошо известно тулякам, особенно жителям всё еще не разгруженного от транспорта центра.
Меж тем, автовокзал – это не просто компактное строение и перронная площадка. Это сложный и технологичный комплекс, который – да! – нуждается в некоторой модернизации, но все-таки …
О модернизации побуждает говорить не только растущая потребность наших граждан в комфортном обслуживании, но и элементарные (а порой и не только элементарные) требования безопасности. В том числе предусмотренные федеральным законом ФЗ-16 «О транспортной безопасности». В соответствии с законом наш немолодой автовокзал прошел оценку уязвимости и процедуру категорирования, получил и реализовал план транспортной безопасности.
Он начинает воплощаться в жизнь уже на входе, где установлена рамка металлодетектора. Сотрудники ЧОП «Дружина», с которым у ООО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» заключен договор, дежурят не только на посту – они рассредоточены по залу, некоторые из них вооружены ручными металлодетекторами. Очередей на входе, как в аэропортах столицы и крупных городов, нет. Но ощущение, что за тобой присматривают в полупустом по случаю буднего дня зале, имеется.
- Охрана обращает особое внимание на тех людей, у кого крупногабаритный багаж, а также еще много на что, но мы всех секретов выдавать не будем, - поясняет директор ООО «Тульское областное объединение автовокзалов и пассажирских автостанций» Станислав Хавренко. - Заметьте: многие из тех, кто бывает, например, в европейских городах, обращают внимание, что там на такого рода объектах полиции как будто и нет, по крайней мере ее не видно. Но не дай бог возникнет какая-то даже просто конфликтная ситуация, служители закона – тут как тут. Вот что значит качественное видеонаблюдение.
Видеонаблюдение ведется и на автовокзале. 18 камер транслируют картинку на единый монитор, и специалисты охранного ЧОПа и сотрудники вневедомственной охраны имеют возможность реагировать на малейший сигнал тревоги незамедлительно, откуда бы он ни поступил – из зала ожидани или из зоны транспортной безопасности.
Зона транспортной безопасности выделена и жестко ограничена ограждением в строгом соответствии с ФЗ-16. Это та самая хорошо знакомая поколениям горожан и жителей области перронная площадка. Надо ли говорить, что в зону транспортной безопасности посторонние машины не допускаются… В принципе.
Пройти в зону безопасности можно исключительно по предъявлении проездного билета – больше никак. И в самом деле, что делать на перроне человеку, который не собирается никуда ехать?.. Более того, билет на междугородные рейсы в кассе без паспорта не купишь – здесь те же порядки, что и на воздушном, и железнодорожном транспорте.
- За соблюдение правил безопасности на автовокзале Тулы ежесуточно отвечают не только четверо охранников ЧОП «Дружина» и четверо сотрудников вневедомственной охраны, но также и диспетчеры, и перронные контролеры, и кассиры – весь персонал прошел соответствующее обучение, - отмечает С. В. Хавренко. - И пассажиры тоже не могут оставаться равнодушными. Специальная программа каждые 15 минут транслирует по громкой связи объявление о необходимости обращать внимание на оставленные без присмотра сумки и свертки, посторонние предметы.
Конечно, бывает всякое. Случается, обнаружит бдительный пассажир бесхозный пакет, набитый невесть чем, да и сообщит, как положено, охране. Тогда вызывают специалистов ГУ МЧС, УМВД и всех положенных в таких случаях организаций – вплоть до машин «скорой помощи», автовокзал эвакуируют, рейсы задерживают. А потом приходит помятый дяденька и виновато объясняет, что он – только ненадолго, только за пивком… Попросил, мол, бабушку покараулить, но она, видать, уже уехала… А автовокзал в результате примерно два часа не работает. И таких случаев – от пяти в месяц. Со всеми вытекающими последствиями. Но здесь не ропщут, понимают: никакая упущенная выгода не стоит риска возможного ЧП.
К чему этот разговор? А к тому, что случись многократно планируемый «переезд» автовокзалов на окраины, инвесторов, чтобы возвести ангары да поставить заборы, конечно, найдут. Правда, сумму потенциальных вложений предугадать непросто – с учетом становящегося всё более и более строгим законодательства. Металлодетекторы на входе – это сотни тысяч рублей, а если законодательно обяжут ставить интроскопическую технику – это уже миллионы.
Но вот будут ли новые инвесторы эти озабочены чем-то еще, кроме возможности «отбить», да еще с наваром, вложенные деньги, – это еще вопрос. И надо ли искать символического «кота в мешке» при имеющемся добросовестном, законопослушном и социально ориентированном предприятии с хорошей деловой репутацией?
А самое главное, что строительство и оснащение – хоть траты и частные, но сильно не последние.
Не станем сейчас говорить об архитектурных красотах, хотя даже неспециалисту понятно, что любая многоэтажная застройка на месте сегодняшнего автовокзала – а другой при ценах на землю в центре Тулы здесь и быть не может – просто-напросто «съест» мемориальный комплекс на площади Победы. И про сквер с фонтаном и садом тоже не будем – плавали, знаем.
Скажем лишь о том, что система маршрутов городского транспорта годами и десятилетиями выстраивалась так, чтобы любой приехавший в город мог сравнительно легко от его символических ворот – что у железнодорожного, что у автовокзала – добраться в любую точку Тулы и дальше в область. Значит, маршрутные сетки придется перекраивать. Во что это обойдется городу, транспортная система которого, несмотря на все попытки довести ее до совершенства, всё еще желает много лучшего, никто пока не считал. Но ведь те пять тысяч человек, которые сегодня прибывают на автовокзал ежедневно в 423 автобусах разной вместимости, после переноса его на дальние рубежи по-любому в воздухе не растворятся – они будут вынуждены колесить по городу, в том числе и по его центру. Возросшая нагрузка на городской общественный транспорт заставит перекроить маршруты. Но пока суть да дело, город заплатит за это не только деньгами – и немаленькими, но и нервами горожан и их гостей, риском социальных всплесков. А пробки, пожалуй, никуда не денутся. Да и дороги целее не будут – точно.
Разве оно того стоит?

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных