Среда 23 сентября

Как в Туле Цоя освистали

Назад

07 Июля 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Это было 30 лет назад. 27 и 28 июня 1987 года в нашем городе прошёл первый рок-фестиваль, который тогда аккуратно назвали фестивалем молодёжной музыки. На нём выступили легендарные впоследствии «Кино» и «Коррозия металла». Спустя годы «Молодой коммунар» нашёл организаторов и зрителей того концерта и попросил их вспомнить, как это было.

За год до славы

ДК профсоюзов, просуществовавший почти полвека (он открылся в феврале 1968 года, а снесён весной 2015-го), в 70-е и 80-е годы прошлого века был одним из центров молодёжной жизни Тулы. Многое здесь было впервые: рок-концерты, ночные дискотеки, видеозал, где даже эротику показывали.

Профсоюзные дворцы культуры всегда были одними из самых успешных и обеспеченных учреждений, обладавших хорошей материальной базой. На танцах в тульском ДК (в 1985 году там открылся первый в городе дискоклуб «Импульс») зависала вся молодёжь — студенты вузов, в том числе иностранные из Болгарии, Венгрии и Кубы, курсанты «артухи», что привлекало в клуб и самых красивых девушек. На дискотеках собирались больше тысячи человек!

Конец 80-х был временем выхода из тени рок-музыки: на сцене ДК засветились группы «Зоопарк», «Коррозия металла» и «Кино». Первый фестиваль молодёжной музыки на свой страх и риск взялась организовать молодая и. о. директора «профсоюзов» Лариса Фирсова. Концерт приурочили к Дню молодёжи.

— Тогда всё проще было: читали о коллективе в журнале или газете, ехали с пряником к руководителю и договаривались о концерте,— вспоминает Лариса Михайловна.— Я позвонила в Ленинградский дом творчества, где мне дали телефон Марьяны Цой, жены Виктора, которая занималась организацией выступлений. У группы тогда были какие-то трудности, поэтому мне предложили акустический вариант — Цой и гитарист Юрий Каспарян. Гонорар — всего 200 рублей за два дня, тогда как «Зоопарк», к примеру, стоил 700 рублей…

Бешеная популярность и полные стадионы появятся у «Кино» через год, когда группа попадёт под опеку продюсера Юрия Айзеншписа. А в 1987-м в Тулу приехали хоть уже и узнаваемые, но всё-таки не столь популярные музыканты. Накануне, 21 июня, Виктор Цой отметил 25-летие.

Никаких звёздных замашек, свойственных сегодняшним молодёжным кумирам, в те времена не было. Не знали и слова «райдер», поэтому организатор, встретив гостей из Ленинграда у поезда, дала им 10 рублей на чебуречную, а сама побежала домой готовить обед. В ДК Лариса Фирсова привезла картошку с котлетами, которые будущие рок-легенды с удовольствием умяли.

«Кино» шло после «Коррозии металла», и Марьяна волновалась, что Виктор будет кашлять от заполнившего сцену дыма — на том концерте применялись одни из первых спецэффектов. Но музыканты выступили отлично, вызвав, правда, противоречивые и неоднозначные чувства у зрителей.

Они были совершенно другими

Предприниматель и музыкант Александр Савельев, ныне живущий в Москве, 30 лет назад был на первом тульском рок-фестивале — билет туда стал подарком на его 16-летие.

— Я очень хорошо запомнил тот день. Наверное, огорчу поклонников легендарной группы, но «Кино» в тот день освистали. Просто их мало кто знал. А вот «Коррозию…» приняли — весь зал просто выл! Кто ж тогда знал, что через год-полтора вся страна будет сходить с ума под Цоя и «Кино»? Мне тогда группа запомнилась именно тем, что было жалко парней — насколько грубо с ними обошлись тульские зрители. Тогда все были «металлистами» и предпочитали слушать жёсткий рок — «Кино» же были совершенно другими…

А вот тульские группы, названия которых история не сохранила, по воспоминаниям зрителя, слушать было просто невозможно:

— Скучнее действа придумать было трудно…

С Александром Савельевым соглашается ещё один посетитель первого тульского рок-фестиваля дизайнер Александр Богатырёв:

— Кроме «Кино» и эпатажной «Коррозии…» и вспомнить некого. Впрочем, и этот эпатаж был весьма средним, провинциальным, что ли. Кто бывал на выступлениях «Интеграла» с Бари на ударных и Сандлером на клавишах, те помнят, что шоу «Коррозии…» по сравнению с ними — художественная самодеятельность. Лично я с друзьями и женой шёл на Цоя. И то, что они вдвоём, в акустике, сделали, удовлетворило нас вполне. Музыканты тогда были первыми альтернативными в нашей стране. А всё новое и протестное в те времена вызывало самый живой интерес и фанатизм у безусых пацанов. Я в то время уже лет пять как носил бороду и с начала 70-х был искушен англоязычными группами…

Цой — жив

Виктор Цой и Юрий Каспарян дали в ДК профсоюзов два концерта, однако чуть не остались без части гонорара. По договорённости половину выступления коллектива должна была оплатить районная комсомольская организация, ещё сто рублей выделили профсоюзы.

— Свою часть мы отдали сразу, а вот с комсомольскими деньгами возникли проблемы,— рассказала Лариса Фирсова.— Когда закончился второй концерт, мне сказали, что с деньгами проблемы. Я тогда опешила, не знала, что делать. Пробовала даже угрожать оглаской некрасивой ситуации. В итоге сто рублей «нашлись» буквально за несколько часов до отправления поезда, а я потом получила от Марьяны открытку с приветом тульским комсомольцам, где она назвала их нехорошим словом…

Вечером 28 июня музыканты гуляли по Туле, сидели на клумбе у фонтана на площади Искусств, где были сделаны раритетные теперь фотографии. На них легко узнать одну из пятиэтажек по улице Ф. Энгельса. Вот только того фонтана уже четыре года как нет. Исчез и ДК профсоюзов. Только Цой, как до сих пор пишут на стенах по всей стране, жив.


Наши партнеры
Реклама