ТГПУ им. Л. Н. Толстого: связь времен
19 мая 2017 00:00
Автор: Александр ИВАНОВ.
Фото: пресс-служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого и из архива семьи Шмараковых.
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Николая Ивановича Шмаракова — ученого, педагога, общественного деятеля, ректора Тульского государственного педагогического института в 1956–1972 годах.
Н. И. Шмараков — несмотря на то, что прожил всего 55 лет — оставил заметный след в истории Тульской области, в развитии сферы высшего образования и подготовки учительских кадров. Уважаемый в коллективе и в студенческой среде, он был человеком не только глубокого интеллекта и управленческого таланта, но и азартным, легко откликающимся на инициативы и поддерживающий их.
Николай Иванович — ровесник революции, перелопатившей историю страны. Он родился в 1917 году в деревне Мерлиновка Ленинского района в многодетной крестьянской семье. Окончил школу ФЗУ по специальности
В 1956 году Николая Ивановича Шмаракова назначили ректором Тульского педагогического института с задачей реорганизации вуза и повышения качества подготовки специалистов для народного образования. С этим он справился на «отлично», выведя тульский педвуз в число лучших профильных высших учебных заведений СССР.
Именно в период ректорства Н. И. Шмаракова пединститут получил имя Льва Николаевича Толстого. Кардинально укрепилась материальная база вуза: были сданы в эксплуатацию учебные корпуса № 2 и 3,
— Главным смыслом ректорской деятельности Н. И. Шмаракова стало совершенствование подготовки учителей в педвузе. Николай Иванович относился к той категории руководителей, которым всегда было что сказать коллективу, обществу и обладавшим необходимым мужеством в отстаивании своих убеждений. Его жизненный опыт, авторитет содействовали развитию материальной базы института. Особое внимание было обращено на укрепление кадров, подготовку преподавателей. Настойчиво отстаивался принцип непрерывного образования. В работе со студентами Н. И. Шмараков огромное значение придавал процессу воспитания, задачей каждого считал учиться преданности своему делу, готовности к любому начинанию…
В 1967 году ТГПИ им. Л. Н. Толстого была присвоена I категория, что дало возможность заложить здание нового,
— Четвертый учебный корпус я вот этими руками достраивал,— улыбается ректор ТГПУ им. Л. Н. Толстого Владимир Алексеевич Панин, недавно избранный на второй ректорский срок.— Нас, студентов, вместо колхоза отправляли для помощи строителям. Я поступил в Тульский пединститут в 1974 году. Николая Ивановича уже не было в живых, но в этих стенах, как говорится, витал его дух. Это было
Сейчас принципиально иные схемы взаимоотношения субъектов в системе «государство — вуз». В
На сегодняшний день любое учебное заведение имеет
Переживём и эти сложности. Потому что пример предшественников перед нами. Когда я был молодым, и студенты, и преподаватели горели энтузиазмом, и во многом именно на нем базировались достижения, которыми мы сегодня дорожим и которые развиваем. Меня радует, что в последние полтора десятка лет в развитии страны задан правильный вектор, и, в частности, опять стало цениться качественное образование. Один из признаков этого — рост из года в год у нас в Тульском госпедуниверситете проходного балла.
Государство, в рамках возможного, стимулирует внимание к высшей школе, поддерживает вузы. Вот передо мной лежит совсем свежий документ, датированный серединой мая и подписанный председателем правительства страны, который гласит: выделить из резервного фонда правительства в 2017 году Минобрнауки несколько миллиардов рублей для предоставления субсидий бюджетным вузам. Это — и зарплаты педагогам, и укрепление материальной базы институтов и университетов. Такая поддержка поспособствует тому, что нам будет легче выполнять майские указы Президента. Это — реальные меры по модернизации страны.
Мы, со своей стороны, делаем всё возможное для того, чтобы приблизить высшую школу к решению общегосударственных задач. Так, при ТГПУ им. Л. Н. Толстого открыт инжиниринговый центр «Цифровые средства производства». Он способствует адаптации самых сложных научных разработок к потребностям конкретного производства — будь то крупное предприятие или небольшая фирма. Мы живем в высокотехнологичном регионе. И необходимо, чтобы педвуз вносил свой вклад в сближение науки и производства. У нас в области очень мощные предприятия ОПК, три химических кластера, экономике требуются кадры с углубленной подготовкой. Причем речь идет как об
Ну, и не будем забывать о нашей главной задаче: подготовке учителей. Глубокое
А связь времен всегда была, есть и будет, мы с огромным уважением относимся к тому времени, когда вуз проходил период становления, и к тем, кто был до нас. Думаю, Николай Иванович Шмараков сегодня был бы удовлетворен тем, чего нам удалось достичь и в каком направлении развивается Тульский государственный педуниверситет…