Тула — русская Венеция?
28 апреля 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Наш город, как и все средневековые поселения, строился на реке, с главной водной артерией Тулы — Упой — столетиями была связана жизнь наших предков. Авторы концепции благоустройства Казанской набережной считают, что их проект поможет восстановить целостность исторического центра и вернуть Туле статус города на реке.
В поисках старого русла
Концепция благоустройства Казанской набережной, разработанная компанией «Эрленд», обсуждалась в марте на совещании в администрации г. Тулы. Проект предполагает обустройство большого пирса, смотровых площадок, откуда будет открываться вид на кремль, восстановление пешеходного моста от Водяной башни, посадку аллей с двух сторон набережной, строительство велодорожек, лодочной станции и причала, создание лугового сада, сада холмов, биоплато — сада водных растений и др.
Заведующий отделом Тульского областного краеведческого музея, историк и краевед Сергей Демидов рассказывает, что привлеченные к работе над проектом московские гидрологи были удивлены, когда узнали, сколько на самом деле рек, речушек и ручьев протекает в центре нашего города,— и назвали Тулу «русской Венецией». К сожалению, «речная» история города оружейников мало известна самим тулякам. Во всяком случае, для многих станет открытием, что нынешнее русло Упы не совпадает с историческим, по этому руслу
Историческое русло Упы изменилось в начале XVIII века при строительстве Тульского оружейного завода. Его спрямили, расширили, построили плотины — в результате воды основного русла смыли Тулицу и она стала Упой. В обсуждающемся проекте речь идет о восстановлении набережной, проходившей мимо старого русла, между ТОЗом и кремлем. Она называлась Казанской — в честь Казанского собора, размещавшегося на месте, где сегодня расположен Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова.
Все дороги ведут… к реке
История Казанского храма чрезвычайно интересна. Он был построен в
Недалеко от собора, у Пятницких ворот кремля, в первой половине XVII века стояли торговые ряды, в том числе мясные, это загрязняло территорию, в результате их перенесли ближе к реке за Казанскую церковь. А рядом поставили рыбные столы. В XVIII — начале XIX века для торгующих построили каменные лавки. Они принадлежали Кольцовым, Ливенцевым, Сушкиным — так зарождалось тульское купечество.
И улица Пятницкая (нынешняя ул. Металлистов) тоже была торговой: хлебный ряд, обжорный ряд (здесь продавали готовые кушанья), квасный, овощной ряды, куриные гнезда (торговля
В середине XIX — начале XX века дома, расположенные по правую сторону сегодняшней ул. Металлистов, тоже выходили на Упу. Дом № 10 принадлежал М. Г. Белолипецкому, торговавшему не только пряниками, но и мукой,— поэтому на усадьбе была и мельница. В домах № 12 и 14 размещались популярные в Туле Пятницкие общественные бани.
Балы и лодочные прогулки
А еще в Туле
Упа для туляков всегда была центром притяжения. Большой пожар 1834 года уничтожил, в том числе, Сенной рынок возле кремля. На его месте городские власти решили заложить сад. От Пятницких до Ивановских ворот шли дорожки Верхнего кремлевского сада, от Ивановских ворот вдоль берега Упы до Наугольной башни — Нижнего. Торжественное открытие сада состоялось 9 июля 1837 года. В этот день в Туле проездом из Ельца в Калугу побывал Великий князь, цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, вместе со своим наставником, поэтом Василием Андреевичем Жуковским. К визиту высоких гостей на берегу Упы был построен «воксал», из которого они могли любоваться фейерверком.
Кремлевский сад и Кремлевскую набережную полюбили туляки. На берегу Упы в старом дворянском клубе проходили концерты, балы, играл духовой оркестр. Из здания всегда можно было выйти на воздух, погулять у реки или покататься на лодке. C конца XIX века в Кремлевском саду работал летний театр «Олимпия», а также ресторан с преимущественно рыбной кухней.
Лодочная пристань просуществовала до начала XX века: в 1906 году ТОЗ закрыл плотину, спустил пруды — и река обмелела…
Время невозможно повернуть вспять, но мы можем попробовать возвратить Туле Упу. Безусловно, проект амбициозный, сложный и дорогой — но оно того стоит.
Статья подготовлена по материалам исследований Сергея Демидова.