Четверг 28 января

Тула — русская Венеция?

Назад

28 Апреля 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Наш город, как и все средневековые поселения, строился на реке, с главной водной артерией Тулы — Упой — столетиями была связана жизнь наших предков. Авторы концепции благоустройства Казанской набережной считают, что их проект поможет восстановить целостность исторического центра и вернуть Туле статус города на реке.

В поисках старого русла

Концепция благоустройства Казанской набережной, разработанная компанией «Эрленд», обсуждалась в марте на совещании в администрации г. Тулы. Проект предполагает обустройство большого пирса, смотровых площадок, откуда будет открываться вид на кремль, восстановление пешеходного моста от Водяной башни, посадку аллей с двух сторон набережной, строительство велодорожек, лодочной станции и причала, создание лугового сада, сада холмов, биоплато — сада водных растений и др.

Заведующий отделом Тульского областного краеведческого музея, историк и краевед Сергей Демидов рассказывает, что привлеченные к работе над проектом московские гидрологи были удивлены, когда узнали, сколько на самом деле рек, речушек и ручьев протекает в центре нашего города,— и назвали Тулу «русской Венецией». К сожалению, «речная» история города оружейников мало известна самим тулякам. Во всяком случае, для многих станет открытием, что нынешнее русло Упы не совпадает с историческим, по этому руслу когда-то протекала другая река — Старая Тулица, или Тула.

Историческое русло Упы изменилось в начале XVIII века при строительстве Тульского оружейного завода. Его спрямили, расширили, построили плотины — в результате воды основного русла смыли Тулицу и она стала Упой. В обсуждающемся проекте речь идет о восстановлении набережной, проходившей мимо старого русла, между ТОЗом и кремлем. Она называлась Казанской — в честь Казанского собора, размещавшегося на месте, где сегодня расположен Тульский государственный машиностроительный колледж им. Н. Демидова.

Все дороги ведут… к реке

История Казанского храма чрезвычайно интересна. Он был построен в 20-е годы XVII века как деревянный. А в 40-е стал каменным — новое здание собора возводил Лукиан Кириллов, протоиерей Московского благовещенского собора. Лукиан был духовником царя Алексея Михайловича и человеком высокопоставленным. Почему протоиерея выслали из Москвы в Тулу, неизвестно, но есть предположение, что в связи с делом патриарха Никона. Казанский собор строился на деньги членов царской семьи, после его возведения они продолжали жертвовать ему немалые средства. Храм был одноэтажным, с приделом в честь Сергия Радонежского и архангела Михаила. Позже он достраивался и перестраивался, рядом появилась колокольня. Пожар в 1834 году собор уничтожил, и архитектор Федосеев его возвел заново — в классическом стиле. Казанский храм снесли в 30-х годах прошлого века, а на его месте построили школу фабрично-заводского обучения. Сегодня археологи мечтают о возможности раскопок в этом месте: есть сведения, что поблизости располагалось кладбище, где могли быть захоронены священники собора, в том числе сам Лукиан Кириллов, а также другие известные прихожане.

Недалеко от собора, у Пятницких ворот кремля, в первой половине XVII века стояли торговые ряды, в том числе мясные, это загрязняло территорию, в результате их перенесли ближе к реке за Казанскую церковь. А рядом поставили рыбные столы. В XVIII — начале XIX века для торгующих построили каменные лавки. Они принадлежали Кольцовым, Ливенцевым, Сушкиным — так зарождалось тульское купечество.

И улица Пятницкая (нынешняя ул. Металлистов) тоже была торговой: хлебный ряд, обжорный ряд (здесь продавали готовые кушанья), квасный, овощной ряды, куриные гнезда (торговля курами-наседками). Если Пятницкая существовала как базарное место, то Архангельская, которую потом назовут набережной, представляла собой конгломерат посадских дворов, спускавшихся к реке. Здесь в основном жили ремесленники — оружейники, кирпичники и др.

В середине XIX — начале XX века дома, расположенные по правую сторону сегодняшней ул. Металлистов, тоже выходили на Упу. Дом № 10 принадлежал М. Г. Белолипецкому, торговавшему не только пряниками, но и мукой,— поэтому на усадьбе была и мельница. В домах № 12 и 14 размещались популярные в Туле Пятницкие общественные бани. 20-й дом сначала принадлежал И. И. Ливенцеву — он держал магазин колониальных товаров и занимался пивоварением. В 40-х годах XIX века этот участок покупает П. А. Постников, ближе к реке строит красивое здание, в котором открывает «Рейнсков погреб», торгующий заграничным вином. Рядом стоял Сретенский храм (сегодня — Мосинский сквер), а у церкви торговать алкогольными напитками запрещалось, но для Постникова городские власти сделали исключение: заграничное вино покупали приличные люди, безобразий не творили. Впрочем, не исключено, что владельцу удалось договориться каким-либо иным способом…

Балы и лодочные прогулки

А еще в Туле когда-то было много мостов через Упу: Чугунный, Воскресенский (бывший Кривой), Ивановский, Цепной, по которому рабочие шли на завод, старый Чулковский, от которого до сих пор сохранились опоры… Действительно, чем не Венеция?

Упа для туляков всегда была центром притяжения. Большой пожар 1834 года уничтожил, в том числе, Сенной рынок возле кремля. На его месте городские власти решили заложить сад. От Пятницких до Ивановских ворот шли дорожки Верхнего кремлевского сада, от Ивановских ворот вдоль берега Упы до Наугольной башни — Нижнего. Торжественное открытие сада состоялось 9 июля 1837 года. В этот день в Туле проездом из Ельца в Калугу побывал Великий князь, цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II, вместе со своим наставником, поэтом Василием Андреевичем Жуковским. К визиту высоких гостей на берегу Упы был построен «воксал», из которого они могли любоваться фейерверком.

Кремлевский сад и Кремлевскую набережную полюбили туляки. На берегу Упы в старом дворянском клубе проходили концерты, балы, играл духовой оркестр. Из здания всегда можно было выйти на воздух, погулять у реки или покататься на лодке. C конца XIX века в Кремлевском саду работал летний театр «Олимпия», а также ресторан с преимущественно рыбной кухней.

Лодочная пристань просуществовала до начала XX века: в 1906 году ТОЗ закрыл плотину, спустил пруды — и река обмелела…

Время невозможно повернуть вспять, но мы можем попробовать возвратить Туле Упу. Безусловно, проект амбициозный, сложный и дорогой — но оно того стоит.

Статья подготовлена по материалам исследований Сергея Демидова.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама