Педвуз — это не просто школа, или Как меняется педагогика

Назад

24 марта 2017 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: пресс-служба ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Доктор физико-математических наук, профессор Владимир Алексеевич Панин возглавил Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого пять лет назад. Новый человек всегда привносит свое видение проблем в большом сложном многоплановом хозяйстве, предлагает свои пути их разрешения. Чего удалось достичь за пятилетку?

— Одним из главных достижений считаю, что два ведущих вуза региона пришли к необходимости сотрудничества. Соперничество здесь бессмысленно: в чем-то сильнее ТулГУ, в чем-то — мы. И бороться за символическую «пальму первенства», может быть, увлекательно, но бесполезно. За понимание этого очень благодарен Михаилу Васильевичу Грязеву, ректору ТулГУ, возглавляющему Совет ректоров. Теперь мы даже День знаний празднуем вместе, нас всех поздравляют губернатор, председатель облдумы. И нет уже пустых разговоров о том, что кто-то кого-то любит, а кого-то нет. Жалко тратить время на такую ерунду.

Много важнее другое: мы встали на путь превращения чисто педагогического вуза в многопрофильный университет. Исторически считалось, что педвузы направлены исключительно на подготовку кадров для школ, а серьезная наука, современные технологии — это удел других. И отношение к университету было соответствующим. Сегодня мы много сил и средств вкладываем в развитие технического, технологического направления. Это — дорогое удовольствие. Но мы привлекаем гранты, ведем хоздоговорные работы.

Открытие инжинирингового центра при ТГПУ им. Л. Н. Толстого — один из этапов этого развития. Центр дает возможность адаптации самых сложных научных разработок к потребностям конкретного производства — будь то крупное предприятие или совсем небольшая фирма.

Я хотел бы выразить признательность Алексею Геннадьевичу Дюмину за возможность принять участие в разработке Программы развития Тульской области на период с 2016 по 2021 год. В соответствии с этой программой педагогическому университету отведена значительная роль в образовании нефтехимического кластера. У нас работают научно-исследовательские лаборатории. Создана и работает кафедра на базе Алексинского химического комбината, и уже можно говорить о том, что обе стороны довольны сотрудничеством. Сегодня мы как о свершившемся факте говорим о лазерных, тонких химических технологиях, химии материалов. Ведется работа по налаживанию сотрудничества с компанией «Щекиноазот». Думаю, наши разработки могут быть полезны этому предприятию. И не только ему.

— А что же педагогика, неужели она будет принесена в жертву технологиям?

— Ни в коем случае. Она остается ведущим направлением нашего университета. Но вряд ли кто-то возьмется спорить и с тем, что педагогика тоже должна меняться — посмотрите вокруг: у нас сегодня совсем иная экономика, модернизируются действующие производства, строятся принципиально новые предприятия. Им требуются кадры с углубленной подготовкой. Причем речь идет как об инженерно-технических, так и о рабочих кадрах. Глубокое изучение таких предметов, как физика, химия, математика, биология, востребовано сегодня реальным сектором экономики региона. А освоение науки начинается с детства. В рамках Программы социально-экономического развития Тульской области принято решение о создании первой физматшколы, уже начал свою работу «Кванториум». То есть речь идет о технической, естественнонаучной подготовке на довузовском уровне. Понимание такой необходимости есть у руководителей промышленных предприятий, у главы региона. А это означает совершенно новые требования, предъявляемые к школьному учителю. Он должен не просто обладать академическими знаниями, но и иметь представление о современных производствах, о новых технологиях, о последних достижениях фундаментальной и прикладной науки. Это невозможно на основе обычных учебных пособий в традиционном их понимании. И вуз готов к таким переменам. Теперь перед нами стоит задача сформировать соответствующую материально-техническую базу. Не скажу, что это будет просто — хорошее оборудование стоит дорого. Но бесконечно откладывать мы не можем. Тем более что заинтересованность есть не только у университета.

Мы входим в Евразийскую ассоциацию педагогических вузов, сотрудничаем с Московским, Санкт-Петербургским и другими педагогическими университетами, участвуем в федеральных образовательных программах, работаем как экспериментальная площадка для апробации новых идей.

— Неужели гуманитарным специальностям в ТГПУ им. Л. Н. Толстого будет отведена второстепенная роль?

— Об этом речь не идет — вуз не может быть многопрофильным без развития всех направлений. И здесь научно-исследовательская работа также призвана повысить качество преподавания, привить интерес к выбранной специальности. У нас серьезно и глубоко изучается современный русский язык, в том числе — и как иностранный. В университете совершенствуют свои знания студенты и педагоги из десятков зарубежных вузов. Мы работаем с венецианским университетом Ка Фоскари, с рядом университетов Германии, Великобритании, Франции. ТГПУ им. Л. Н. Толстого — многолетний партнер Россотрудничества. Совместно с институтом им. А. С. Пушкина участвуем в программе Министерства образования и науки РФ по продвижению русского языка как инструмента постижения нашей многонациональной культуры — преподаватели ТГПУ им. Л. Н. Толстого работают в Финляндии, Сербии, Болгарии, других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Серьезное внимание в университете уделяется изучению иностранных языков. У нас вместе с традиционными английским, немецким и французским теперь изучают и испанский язык. Студенты, которые начинали обучение, уже на третьем курсе. Думаем о китайском языке — есть такая потребность, китайцы строят завод в Узловой, да и туристы из Поднебесной тоже проявляют интерес к Тульской области.

Регональное министерство здравоохранения очень высоко оценивает возможности наших выпускников-психологов — говорят, что мы даем более объемные знания по этой специальности, чем традиционные медицинские вузы.

На историческом факультете у нас работают восемь докторов наук — это, поверьте, немало. Тем более что речь о людях, всей душой преданных своему делу. Например, профессор В. Г. Зубарев уже четверть века проводит раскопки в Крыму. В наших археологических экспедициях за сезон проходят соответствующую практику до 300 человек. Конечно, далеко не все они будут археологами, но на качестве знаний студентов это, безусловно, скажется.

Наши гуманитарии так же, как и представители естественнонаучных, технологических направлений, участвуют в научных конференциях, выставках, тематических форумах — без этого невозможно развитие науки. Кроме того, это лучший способ привлечь к сотрудничеству преподавателей из ведущих университетов мира, новых студентов.

— Кстати, о привлечении студентов. Есть ли у педагогического университета сложности с набором?

— Растущий год от года конкурс подтверждает: проблем такого рода у нас нет. По уровню востребованности наших специальностей ТГПУ им. Л. Н. Толстого достаточно высоко котируется на общем фоне. Нас выбирают не только российские абитуриенты, но и иностранцы. Не будем говорить о престижности диплома — это категория абстрактная. А реальность такова: наши выпускники востребованы рынком труда. И по этим позициям мы — в первой десятке из почти семидесяти профильных вузов. Но останавливаться на достигнутом нельзя.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных