Пятница 25 сентября

Образование в тени

Назад

24 Марта 2017 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: Из архива "Молодого коммунара"

В Тульской области, как и по всей стране, растёт теневой рынок образования: более 70% региональных педагогов подрабатывают репетиторством. «Молодой коммунар» выяснил, зачем подрабатывают учителя и как к этому относятся директора школ.

Причина банальная

Данные о количестве репетиторов, ссылаясь на исследование одного из региональных вузов, опубликовала «Независимая газета». Отмечается, что до половины доходов преподавателей в регионах приходится на нелегальную деятельность.

— Подрабатывают все: и начальная школа, и предметники,— рассказывает учитель начальных классов одного из тульских центров образования Наталья Т.— Причина банальная — маленькая зарплата. Ставка учителя высшей категории — 9300 рублей, плюс доплата за проверку тетрадей, ведение журнала, работу на продлёнке. Выходит около 25 тысяч рублей «грязными», на руки получаю чуть больше 20…

У предметника в старших классах часов больше, чем у учителя начальной школы, а потому зарплата может быть выше, однако не намного: по словам учителей, в обычной школе они зарабатывают около 25 тысяч рублей.

При этом говорить с журналистами открыто не согласился ни один учитель-репетитор, с которыми мы общались: ни в одной школе руководство не одобряет «подработку». При этом директора, как правило, знают, чем занимаются их подчинённые после работы.

В интернете нашлось множество предложений от репетиторов в Туле и области. Самые дорогие предметы — математика и физика, там цены начинаются от 500 рублей за час занятий. Немногим дешевле — биология, химия, русский язык, обществознание, то есть все предметы, по которым сдается ЕГЭ для поступления в вузы.

Частными уроками занимаются студенты старших курсов, выпускники и преподаватели университетов, есть даже кандидаты наук, услуги которых стоят, соответственно степени, дороже.

— Все хорошие репетиторы разбираются ещё до начала учебного года и передаются из рук в руки,— комментирует один из тульских педагогов.— В интернете публикуются в основном новички, у которых ещё нет опыта, базы или большого количества знакомых. Найти сильного учителя в середине учебного года практически невозможно — все уже заняты, поэтому родители сейчас думают заранее, и если предполагают, что ребёнок будет заниматься с репетитором в 11 классе, чтобы готовиться к поступлению, то учителя подыскивают в 10-м. Кстати, университетские кандидаты или доктора наук — не всегда самые лучшие педагоги, потому что они не работают каждый день со школьниками и не погружены в программу, которая ещё и постоянно меняется, то есть каждый год в ЕГЭ появляется что-то новое…

Репетиторство в моде

Директора школ, с которыми мы поговорили, все как один высказались против репетиторства, однако признали, что и их учителя подрабатывают таким образом.

— На репетиторство сейчас мода, она создана «перегретыми» родителями, которые только и обсуждают, с каким репетитором занимается их чадо — хвалятся даже, мол, у нас-то — профессор из политеха. Это вызвано ажиотажем вокруг ЕГЭ, страсти по которому не утихают: как только наступает сезон сдачи экзаменов, все СМИ об этом пишут,— высказывается директор центра образования № 7 Тулы Ирина Симонова.

В бывшей 71-й школе репетиторство, по её словам, запрещено: ни один учитель не занимается им в стенах учебного заведения. Вместо этого в старших классах выделяются часы для дополнительных занятий с теми, кто нуждается в помощи.

— У наших учителей есть до десяти часов в неделю для внеурочных занятий — это связано с тем, что наш центр является пилотным по внедрению образовательных стандартов нового поколения,— продолжает Ирина Владимировна.— Я не могу не признать проблему существования репетиторства, она связана в том числе и со школьной программой, которая требует корректировки, потому что зачастую для подготовки к ЕГЭ ребятам не хватает основных часов. Да и ученики — разные, но об этом лучше знают учителя, которые видят их каждый день, а не приходящие один-два раза в неделю на пару часов репетиторы…

Как выйти «в свет»?

Меж тем репетиторство может быть вполне легальным, и если принятый в ноябре прошлого года закон о самозанятости — пока экзотика для учителей, то дополнительные занятия с учениками в школе могут быть оплачены.

— Закон об образовании разрешает оказывать дополнительные платные услуги,— комментирует директор тульского центра образования № 1 Вера Сошнева.— И если родители ощущают потребность ребёнка в индивидуальных или групповых занятиях, поскольку все школы у нас — массовые, в классах не меньше 25 человек, то они могут обратиться к учителю или директору, чтобы организовать дополнительные уроки. При этом, я уверена, современная школа способна обучить и подготовить к экзаменам любого среднего ребёнка…

Решить проблему сдачи конкретных ЕГЭ, если ученик определился с будущей профессией, по мнению В. Сошневой, могут и профильные классы: в инженерных — увеличено количество часов по математике и физике, в гуманитарных — по истории и обществознанию, в химико-биологических, соответственно,— по химии и биологии.

— Раннее профилирование мы начинаем с 5 класса: у нас есть классы с углубленным изучением отдельных предметов, 9 класс — предпрофильная подготовка, 10–11 — профильное обучение, которое позволяет знать предметы на достаточном уровне и даже выше,— уверена Вера Витальевна.

Подготовка к ЕГЭ сегодня — одна из основ учебного процесса. С этой целью некоторые школы даже выводят из расписания субботу, чтобы этот день старшеклассники посвящали подготовке к экзамену. О подготовительных занятиях нам рассказали, например, в ЦО № 7 и 17.

— Мы освободили ученикам субботу от обязательных часов, чтобы они могли заняться самообразованием,— подчёркивает директор центра образования № 17 Владимир Кузнецов.— школа открыта, можно прийти в библиотеку или назначить дополнительное занятие с учителем, но это не репетиторство, а именно внеурочные часы, которые оплачиваются из бюджета.

Наши партнеры
Реклама