Воскресенье 20 сентября

Как достичь «Теплового бессмертия»

Назад

17 Февраля 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

В доме Крафта (Тула, пр. Ленина, 25) открылась выставка работ студентов Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.

Эти работы участники группы «Проектная фотография» создали по впечатлениям от визита в наш город. По словам куратора выставки, художника и фотографа Владислава Ефимова, Тула — не первая «точка высадки» арт-десанта школы им. Родченко. Ранее они приезжали в Казань, Зеленоград, Краснодар, исследовали территории этих городов, пытались их почувствовать, художественно осмыслить, найти ключ к их пониманию. Результатом становились авторские проекты, говорящие со зрителем на языке современного искусства.

В Тулу молодые художники зашли не с «парадного подъезда». Их не интересовали достопримечательности, музеи, парки и центральные улицы. В нашем городе внимание авторов прежде всего привлекли индустриальные объекты — и старые кладбища. Такой подход кажется неожиданным только на первый взгляд. Ведь Тула — промышленный город, в котором традиционно жизнь людей выстраивалась вокруг больших заводов. Существование в замкнутом цикле машинной цивилизации — именно эту проблему исследовали студенты школы им. Родченко. Есть ли в нашем мире место живому человеку — или он всего лишь винтик, расходный материал в процессе производства?

— Мы побродили по кладбищам, побывали на территории одного из тульских промышленных гигантов — внутрь нас, конечно, не пустили,— рассказывает Владислав Ефимов.— И я не согласен, что у нас — мрачный взгляд на ваш город. Посмотрите работы — в них авторы попытались сократить дистанцию между человеком и миром машин…

И это действительно так. Одна из центральных инсталляций выставки «МирМашина»: множество оцинкованных разноформатных тазов и ванн с водой. На воде покачиваются вырезанные из дерева корпуса заводов. Игрушечные заводы-кораблики и цинковые тазы — непременный атрибут старого советского быта — переносят в прошлое, в мир ушедшего навсегда детства…

Еще одна инсталляция. В темной комнате расставлены кладбищенские ограды. На стены проецируется черно-белое видео. Звуковое сопровождение вызывает ассоциации с работой аппарата, снимающего кардиограмму. Поначалу жутковато, но через минуту страх уходит, и это пространство начинает казаться близким и понятным. Владислав Ефимов рассказывает, что при создании инсталляции авторы часть оград позаимствовали из фондов Тульского историко-архитектурного музея, а остальные на время попросили у сотрудников одного из местных ритуальных агентств. Те выдали рабочий материал без вопросов: для искусства нашим землякам ничего не жалко.

В соседнем зале — еще две работы, сопрягающиеся друг с другом по принципу контраста. Черно-белая анимация, сделанная на основе фотографии тульского неба, пересеченного линиями проводов. С каждым новым кадром количество проводов вырастает, и зритель начинает чувствовать себя ничтожным существом, запутавшимся в паутине. А рядом, на полу — еще один объект: детский шалашик, построенный из табуретки, старого шерстяного одеяла и освещенный изнутри смешным настольным светильником образца 80-х годов. Символ уюта и защищенности: нам есть где спрятаться от механического паука, опутывающего небо проводами…

Московские художники приезжали в Тулу в ноябре-декабре, когда у нас было очень холодно. Возможно, поэтому им хочется найти способ, как согреть наш город и каждого живущего в нем человека. Проект «Тепловое бессмертие» — это настоящий план боевых действий и диверсий против неких заводов по производству снега и холода, работа, наполненная мягкой иронией, оптимизмом и любовью.

Свет, тепло, любовь, прикосновение — пока они присутствуют в нашей жизни, мир машин не страшен. Не случайно выставку открывает объект «Тело»: фигура женщины в полный рост, покрытая синей незасыхающей краской. Каждый может прикоснуться к «Телу», оставить след и навсегда изменить его облик. Метафора точная: мы все прикасаемся к душам друг друга, а вот какие оставляем следы — зависит только от нас…

Наши партнеры
Реклама