Четверг 24 сентября

На пути к тотальному безналу

Назад

07 Февраля 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: ria56.ru

Эксперты констатируют: наличные деньги в карманах россиян оказываются всё реже — уступают место пластиковым карточкам. И всё же в Туле немало тех, кто ещё предпочитает пошуршать купюрами и позвенеть монетой, да и использовать безналичный расчёт в нашем городе можно пока не везде.

Терминал: нужен или нет?

«Вы будете оплачивать наличными или картой?» — вопрос диспетчера в службе такси удивил. Я, конечно, знал, что такая опция давно существует в передовых странах: платить по безналу можно даже на борту самолёта. Но чтобы это вдруг стало доступно здесь и сейчас, в Туле… Правда, тут же выяснилось, что машину с терминалом ждать придётся дольше обычной, и я выбрал классический способ оплаты. Но сам факт!

Как оказалось, безнал в тульское такси пришёл довольно давно, но до сих пор остается экзотикой — подавляющее большинство машин с шашечками, тем более в популярных сейчас службах заказа, о приобретении необходимого для этой услуги оборудования даже и не думают. Граждане привыкли оплачивать поездку «живыми» рублями, да и водителям проще париться со сдачей, чем раскошеливаться на терминал.

Минувшие выходные автор этих строк провёл в поисках мест, где безналичный расчёт ещё не реализован. Их, к слову, удалось найти не так много. Практически все продовольственные магазины, даже некрупные, терминалы для оплаты по карте имели. Хуже дела обстоят у торговых точек с одеждой и другими промтоварами, причём даже в торговых центрах. И если продавцов рыночного павильона ещё можно понять — всё-таки на то он и рынок, то отсутствие возможности расплатиться картой в бутике — это уже практически нонсенс.

Не нашлось терминала в ближайшей к моему дому парикмахерской, не было его и на обучающих курсах в одном из частных центров дополнительного образования — как и в одной из больниц, где не так давно пришлось оплачивать дополнительные услуги.

Удалось найти несколько продмагов со старенькими кассами и без всякого намёка на терминалы.

— К нам ходят постоянные клиенты, все знают, что безналичного расчёта нет, и он нам не нужен,— сказали в одном из магазинов в плотной жилой застройке в Криволучье.

В другом, на улице Первомайской, извинялись:

— У нас есть терминал, но вот на днях сломался. Некоторые из-за этого уходят, потому что у них только карточка…

С 1 февраля этого года контрольно-кассовая техника в любом магазине должна передавать информацию о покупках в онлайн-режиме в налоговые органы. То есть торговые точки должны иметь доступ в интернет, хотя бы мобильный, с использованием SIM-карты — он сегодня есть практически везде. Через интернет работают и терминалы для пластиковых карт, так что причин не использовать безналичный расчёт в принципе больше не существует.

За и против безнала

В то же время государство рассматривает возможность ограничить наличный расчёт законодательно. Начинать планируют с крупных покупок на сумму более 300 тыс. руб., их Минфин РФ предлагает проводить только через банковские счета и карты. Подобные меры должны помочь в борьбе с нелегальным оборотом денежных средств, снизить уровень криминогенности при оплате дорогостоящих покупок. Обсуждение законопроекта пока отложено.

По мнению ряда экспертов, практически полностью отказаться от наличного расчёта, причем в течение всего десяти лет, для России вполне реально.

— Не могу с этим согласиться,— говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента ТулГУ Татьяна Калачёва.— Во-первых, это сложно технически. У нас терминалов даже для выдачи наличных пока не хватает — к ним очереди выстраиваются. Вторая сложность — ментальная, и главная причина здесь — недостаток доверия государству. Многие не хранят деньги на картах, даже если участвуют в зарплатных проектах. В дни аванса и расчета на предприятиях люди становятся в очередь и снимают все, что начислено… В Тульской области население стареющее, и мотивировать людей старше шестидесяти платить везде и всюду картами будет, мягко говоря, сложно…

В то же время экономист отмечает, что движение к безналичному расчёту — правильное.

— Это прозрачность любых платежей, собираемость налогов, отсутствие «серых» зарплат, которые и существуют только из-за того, что люди получают расчёт наличными,— продолжает Т. Калачёва.— Не забудем и про техническую сторону денежной массы: хранение, транспортировка, инкассация. Чтобы напечатать купюру в тысячу рублей, требуется три тысячи. Не говоря уже о более мелких деньгах. Но ровно по тем же причинам у перехода на безналичный расчёт есть и будут оппоненты: желающие платить зарплаты «по-серому», уходить от налогов и так далее…

В транспорт — по мобильнику

Татьяна Калачёва призналась, что большинство платежей за ЖКХ, телефон и интернет она проводит с домашнего компьютера через банковскую карту. Мобильному телефону в этом вопросе пока не доверяет. Хотя платежи через смартфон в Тульской области растут. Как рассказали «Молодому коммунару» в одном из крупных банков Тульской области, в 2017 году уже 40–45% жителей нашего региона будут оплачивать услуги, не выходя из дома, используя мобильные приложения. Всего же, по данным банка, безналичный способ расчёта используют три четверти его клиентов.

Меж тем, платить в магазинах и в любых других точках, где есть терминалы для приёма карт, теперь можно даже не имея пластика. Достаточно «привязать» карту к телефону и поднести аппарат к терминалу для оплаты покупки. В современные смартфоны встроен чип, такой же, как на картах. Систему уже внедрили в России два крупнейших производителя мобильных телефонов.

Туляк Максим Наумов использует «телефонные» платежи с ноября прошлого года, практически сразу, как только они появились. Молодой человек работает менеджером проектов в сфере интернета и рекламы, интересуется всеми техническими новинками. Говорит, что использовать новые возможности стал отнюдь не ради эксперимента.

— Это безопаснее и удобнее. Я не ношу с собой наличные, а теперь могу не брать и карты. При оплате телефоном продавец получает минимум твоих личных и платёжных данных, то есть нет возможности как-то взломать счёт,— объясняет Максим. 

По его словам, практически все терминалы в магазинах умеют работать с бесконтактными картами, а значит, и с телефонами. Учатся и продавцы.

— В принципе, это ничем не отличается. Говорю, что буду оплачивать картой, а подношу к терминалу телефон. Продавец видит, что покупка оплачена, значит, всё ОК,— продолжает М. Наумов.— Проблем практически не бывает. В Москве, например, «по телефону» можно заходить в метро и наземный транспорт. Кстати, задача УЭК, которые раздавали в Туле, была именно такой — сделать универсальное платёжное и идентификационное средство. Сегодня всё это в себе объединил мобильник…

Наши партнеры
Реклама