Пятница 18 сентября

Услышать и помочь

Назад

03 Февраля 2017 00:00

 0
Общество

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: автора

В Туле появилась необычная служба по предоставлению услуг инвалидам по слуху.

Скайп — лучший друг

На базе Комплексного центра социального обслуживания населения № 1 начала работу диспетчерская служба для оказания услуг по сурдопереводу.

— Все наши диспетчеры прошли специализированное обучение в Вологде,— говорит директор центра Анатолий Борзов.— Они владеют основами языка жестов, но назвать их сурдопереводчиками еще нельзя. Необходима практика, а также дополнительная учеба, позволяющая получить сертификат. К слову, наши методисты продолжают процесс постижения языка жестов — занимаются с педагогом по скайпу.

Коллектив новой службы небольшой: четыре методиста, которые непосредственно общаются с глухими и слабослышащими, и один социолог. Специалисты центра дежурят в режиме сиюминутной готовности откликнуться на просьбы клиентов, которые обозначают свои проблемы в SMS-сообщении или на языке жестов в видеообращениях по скайпу. После этого диспетчеры обращаются в необходимые службы и передают полученную от глухих информацию. О результатах своих действий сообщают клиенту.

— Раньше люди лично приходили в центр и письменно задавали вопросы или обращались за помощью. Позвонить же они не могут,— поясняет методист центра Наталья Евдокимова.— С появлением в нашем учреждении специалистов, владеющих элементами сурдоперевода, общаться и взаимодействовать со слабослышащими стало легче. К тому же расстояние сокращает Скайп. При этом экономится время, так необходимое для скорейшего решения проблемы. Например, в случаях, когда срывает водопроводный кран и срочно нужно вызвать слесаря-сантехника, или при разрешении иных бытовых проблем. В ситуациях, когда человеку требуется экстренная медицинская помощь, когда необходимо незамедлительно вызвать врача на дом или «скорую», а рядом никого нет, служба услуг сурдоперевода также незаменима.

Дистанционный способ общения инвалидов по слуху с методистами центра позволяет обеспечить высокую скорость реагирования на сигналы о помощи, давать консультации и передавать необходимую информацию.

— Но говорить о результатах работы еще рано. Мы открылись только месяц назад, 9 января,— продолжает Анатолий Борзов.— Пока люди обращаются в основном из любопытства. Они проверяют, действительно ли мы существуем и как предоставляем обозначенные услуги. Также интересуются режимом работы и дополнительными контактами.

Помедленнее, пожалуйста, мы записываем…

Но и этой клиентуры методистам хватило для осознания своих слабых мест. Обратившиеся понимают сотрудников центра хорошо, потому что те, ввиду отсутствия достаточного навыка подобного общения, говорят жестами медленно. Не отличается быстротой и процесс восприятия речи слабослышащих. Они жестикулируют виртуозно и методисты порою не успевают разобрать, что им сообщают. Да и словарный запас у помощников несколько беднее, чем у тех, кому нужна их помощь.

— Ширина, скорость и экспрессивность жеста зависит от эмоциональной составляющей разговора. При этом большую роль играет мимика,— дополняет методист Елена Галимова.— Выражение лица придает передаваемой жестами информации отношение к предмету разговора. Если у человека хорошая артикуляция, то многие слабослышащие прекрасно считывают речь с губ говорящего.

Донести информацию глухим можно несколькими способами. Один из них — дактиль. Это когда слово передается по специальному алфавиту, в котором каждой букве соответствует определенное обозначение. А есть жесты, которые обозначают сразу слово и даже фразу или какое-либо понятие. Дактиль, конечно, удлиняет процесс, но в некоторых случаях этот способ незаменим. Например, при передаче технических терминов, имен собственных, адресов и т. д. Хотя у самих инвалидов по слуху дактиль не в чести.

Как ни странно, но в жестовом языке, как и в устной речи, существует говор. Как на слух можно распознать коренного жителя Москвы, Ростова или Архангельска, так и во время жестового общения легко определить, что слабослышащий из другого региона. Оказывается, у каждой местности есть свои особенности жестикуляции. Одно и то же слово может иметь несколько разных обозначений в зависимости от региона. Причем различия могут быть настолько существенными, что слабослышащие из разных городов, бывает, не сразу или не полностью понимают друг друга. Универсального жестового языка не существует. Специалисты утверждают, что в мире их — более ста.

Что вы хотите этим сказать?

Жестом можно изображать предмет. Например, говоря о доме, руками показывают крышу, а скрещивание при этом пальцев дополняет картину: дом деревенский.

Происхождение названий вещей в речи иногда сложно понять. А появление жестов объяснить легче, так как известна история их возникновения. К примеру, два пальца правой руки, прижатые к телу в районе пояса, обозначают — «директор». Происхождение этого жеста имеет исторические корни. Раньше начальники ходили с большими связками ключей, закрепленными на поясе. Так с давних времен этот символ и закрепился в языке жестов. Есть обозначения, появление которых диктует время. К примеру, многократные касания средних пальцев обеих рук, как проводков, символизируют слово «Интернет». Но и здесь далеко не всему находится простое объяснение.

— Так, обозначая «зарплату», слабослышащие приставляют три пальца к носу, а почему делают именно так — неизвестно,— говорит Елена Галимова.— Некоторые жесты с годами трансформируются. Например, еще несколько десятков лет назад «чай» обозначался имитацией держания чашечки за ручку в момент подношения ко рту. Сейчас это слово показывают жестом окунания пакетика в емкость, стоящую на столе. Благодаря образности жесты легче запомнить и усвоить.

То, что инвалиды по слуху еще не привыкли к существованию диспетчерской службы по предоставлению услуг сурдоперевода,— явление временное. Да, слабо-слышащие люди жили до этого без подобной службы и научились приспосабливаться к решению проблем другими способами. Но наверняка «сарафанное радио» уже разнесло сообщение о появлении такого пункта и вскоре инвалиды по слуху оценят достоинства этой службы. Пока же основная проблема — в другом.

— Гаджеты более распространены среди молодежи. А потенциальные наши клиенты — пожилые люди,— поясняет Наталья Евдокимова.— Они чаще нуждаются в помощи, которую мы можем оказать, но реже владеют техникой, тем же компьютером, для выхода в Скайп. Надеемся, стремление общаться с нами станет еще одним поводом для освоения ими компьютера.

Служба создана в рамках программы «Доступная среда» и услуги предоставляет бесплатно.

Диспетчерская служба расположена по адресу: г. Тула, ул. Пузакова, д. 36. Услуги по сурдопереводу оказываются по будням с 8.00 до 16.00.

Принимаются обращения по электронной почте, SMS-сообщению, личные, а также с использованием Скайпа.

Телефон для SMS-сообщений: +7 952–188-33–61.

Адреса для обращения в программе Skype:

disp1.kcson@yandex.ru

disp2 kcson@yandex.ru

disp3.kcson@yandex.ru

disp4.kcson@yandex.ru

disp5 kcson@yandex.ru.


Наши партнеры
Реклама