Психология спасения
17 января 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Тульской области
Оказывается, первую помощь пострадавшему способен оказать далеко не каждый. В главном управлении МЧС по Тульской области планируют создать добровольный отряд психологов, способных оказывать экстренную медицинскую помощь пострадавшим. Первые кандидаты уже прошли обучение.
Минимальный объем
— В спокойном состоянии человек за раз в среднем вдыхает 0,5 литра воздуха — столько и нужно пострадавшему при выполнении искусственной вентиляции легких,— первокурсница тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого Екатерина Сизова повторяет теоретическую часть курса первой помощи и вместе с напарником демонстрирует это на манекене.
Любимец публики манекен Гоша (в учебных материалах его имя пишут в кавычках) приспособлен для выполнения этих манипуляций. Ему можно с силой нажимать на грудь, выполняя массаж сердца, а если подключить куклу к источникам питания и компьютеру, то она и вовсе будет как живая — Гоша отреагирует на оказываемые воздействия, «ожив» в определенный момент, если манипуляции проведены верно.
Практическая часть тестирования по курсу первой помощи вызывает среди студентов оживление — ребята подсказывают друг другу, как именно нужно делать массаж сердца, накладывать жгут или шину, извлекать инородные предметы из дыхательных путей. С манекеном экзаменуемые управляются довольно ловко, а вот тренироваться друг на друге не велит инструкция. Можно только имитировать оказание первой помощи.
Студенты прослушали
— У нас есть минимальный курс первой помощи, который мы преподавали студентам бесплатно. Все в рамках регламента,— рассказала старший преподаватель
Выяснилось, что любому желающему просто так прийти в центр, чтобы обучиться оказывать первую помощь, невозможно. По идее, говорят педагоги, в штате каждого предприятия должен работать специалист по безопасности труда, который обладает необходимыми навыками и может обучить коллег.
«Научись спасать жизнь!»
Так называется проект, который летом прошлого года в Туле представила директор центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу. Он призван обучить как можно больше наших сограждан навыкам оказания первой медицинской помощи.
Согласно научным данным, около четверти пострадавших россиян могли бы остаться в живых после происшествия, если бы им силами очевидцев была
В
В конце января этого года в Тульской области впервые пройдет региональный этап всероссийских соревнований «Человеческий
— Также мы планируем создать первый студенческий отряд психологов для работы с пострадавшими при чрезвычайных ситуациях и в пунктах временного размещения граждан,— рассказывает старший психолог ГУ МЧС России по Тульской области Юлия Каширо.— Обучение уже прошли 32 человека из пяти учебных заведений Тулы и Щекино. В основном это студенты профильных специальностей…
Учиться надо весело!
Студентка первого курса ТГПУ им. Л. Н. Толстого по направлению
— Буквально приходится переступить через себя,— признается девушка.— Потому что одно — делать искусственное дыхание или перевязывать руку манекену, а другое — помочь конкретному человеку, упавшему посреди улицы. Мне кажется, это главное, чему нас здесь научили. Если человек готов к этому, то он будет оказывать первую помощь и никогда не пройдет мимо пострадавшего…
Одногруппница Юлии Екатерина Сизова соглашается с подругой:
— Помогать людям — это особое внутреннее состояние, потребность. Но я не пошла учиться в медицинский, потому что понимаю, что это не для меня. Но оказать первую помощь я смогу — и готова к этому, и теперь умею…
Катя даже говорит, что теперь хочет работать в МЧС — и интересно, и зарплата будет побольше, чем в школе. По моей просьбе девушка демонстрирует место, к которому нужно прикладывать сложенные в замок руки при осуществлении массажа сердца: это на
В аудитории хаотично сложены «подручные предметы» — шарфы, кофты, платки. Это то, что может помочь в чрезвычайной ситуации. Студенты (среди экзаменуемых большинство — девушки) демонстрируют, как наложить «жгут» или зафиксировать ногу или руку. Смеются, вспоминая старый анекдот про жгут, наложенный на шею.
Рядом — табельные предметы: медицинский бинт, настоящий жгут, лангеты, шины. Но они, конечно, не всегда под рукой.
— Конечно, эти манипуляции вызывают у ребят улыбку, а при первых тренировках искусственного дыхания у нас в классе стоял смех,— вспоминает преподаватель Любовь Куксова.— Но это нормальная реакция человека на непростые ситуации, в том числе на неловкость и боязнь. Учиться надо весело! Но сейчас мы видим, что ребята делают все смело и осознанно — и это очень хорошо и важно! …