Понедельник 28 сентября

Причина пожара устанавливается

Назад

20 Декабря 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

В одной тульской семье в течение короткого времени сгорели Porsche, Mercedes и BMW. Забота пожарных — вовремя приехать по вызову и как можно быстрее ликвидировать возгорание. Но этим их действия не исчерпываются. На месте происшествия специалисты отбирают образцы пожарного мусора и отправляют в лабораторию на исследование, чтобы установить причину случившегося. Сложнее, когда все сгорает дотла.

Чтобы не было беды

Возгорание, если это не поджог, никто заранее не планирует. Но принять меры к тому, чтобы обезопасить себя от несчастья, необходимо. В помощь гражданам — контроль судебно-экспертных учреждений федеральной противопожарной службы. Испытательная пожарная лаборатория по Тульской области была создана в 1965 году. Одна из задач подразделения — недопущение пожаров и минимизация их последствий в случае возникновения.

— Мы проверяем отделочные материалы объектов на степень горючести и воспламеняемости,— говорит начальник сектора исследовательских и испытательных работ ИПЛ по Тульской области Сергей Корчиго.— Если нет сертификата соответствия и образца отделочных материалов, делаем срез и отправляем в лабораторию. Также испытываем установки пожаротушения, сигнализации и оповещения о пожаре, проверяем и качество огнетушителей.

А если пожар все же случился, важно определить очаг и причину его возникновения. Ведь не все и не всегда в этом плане однозначно, случаи бывают разные…

По словам заместителя начальника регионального управления МЧС Евгения Барматина, за десять месяцев количество пожаров в области ниже показателей за аналогичный период прошлого года. Казалось бы, динамика благополучная, что весьма символично в Год пожарной охраны, который МЧС России объявило в 2016-м. Однако люди продолжают гибнуть. Недавно только за два ноябрьских выходных дня пожары в Тульской области унесли жизни шести человек.

— Как правило, причины трагедий банальны,— поясняет начальник сектора судебных экспертиз ИПЛ Роман Анохин.— В основном, гибнут пьющие люди, которые небрежно выбрасывают окурок или вовсе засыпают в постели с непотушенной сигаретой. Но возможны и другие варианты: не так давно в Пролетарском округе причиной пожара в частном доме стал утюг, который пожилая хозяйка забыла выключить. Электроприбор старого образца, без терморегулятора, до такой степени раскалился, что прожег стол, а потом и деревянный пол, провалившись в итоге в подвал. К сожалению, хозяйка при пожаре погибла. Бывает, к возгоранию приводит шалость детей, когда они, оставшись без присмотра, могут засунуть в газовое оборудование какой-нибудь предмет, поджечь игрушку или занавеску.

Чтобы установить причину пожара, сотрудники испытательной пожарной лаборатории исследуют предметы, найденные на месте. Основной перечень исследуемого определен изначально: куски ткани, фрагменты покрытия пола, на который могло быть что-то пролито, и т. д., но самое главное — проводники.

Только не все и сразу

— Сначала проводку изучаем визуально. Если есть локальные оплавления, изымаем фрагмент проводника и фотографируем. Затем в лаборатории запрессовываем его в специальную оправу, поперечно стачиваем, полируем и проводим металлографическое исследование под микроскопом,— рассказывает заместитель начальника лаборатории Павел Дорохов.— Наша задача: установить, когда микроструктура проводника изменилась — во время или до пожара. Если подтверждается второй вариант, значит, причиной пожара стало короткое замыкание.

Если многожильный провод медный, сделать подобное заключение проще. Сложнее с проводкой из алюминия, который от тепла пожара может полностью расплавиться.

— Электропроводка домов, построенных несколько десятков лет назад, не рассчитана на нагрузку, которой ее подвергают сегодня,— продолжает П. Дорохов.— Мы включаем стиральную машину, компьютер, микроволновку, утюг, электрочайник и т. д. Причем порою делаем это одновременно. Возникает аварийный режим работы электрооборудования. Проводник и при нормальной нагрузке греется, а при усиленной — перегревается настолько, что может в любом месте разомкнуться или загореться…

Трудности в работе испытательной пожарной лаборатории возникают в различных ситуациях. Например, когда все сгорает до — тла, и специалисты не знают, за что уцепиться в процессе установления причин.

— Когда в 2014 году в Веневском районе сгорел цех завода холодильников, не осталось практически ничего,— вспоминает старший инспектор ИПЛ Алексей Карташов.— Балки огромного цеха сложились, как карточный домик. В такой разрухе тяжело было работать. И все-таки нам удалось найти проводники. В результате их исследования определили причину пожара — первичное короткое замыкание.

Когда горят авто

В сводках происшествий практически каждый день появляются сообщения о возгораниях автомобилей.

— Но это не значит, что по сравнению с прошлыми годами возгораний машин стало больше,— уточняет П. Дорохов.— Просто сам автопарк значительно увеличился, соответственно возросло и количество происшествий, связанных с транспортом.

Причины возгораний машин делятся на две группы: техническая неисправность и поджог. Установить, по какой из них произошел автопожар, помогает компактный переносной прибор. В профессиональной среде его называют — электронный нос. Он определяет наличие на поврежденном лакокрасочном покрытии посторонних веществ. Работает по принципу насоса, втягивая пары с объекта. Если «нос» что-либо унюхивает, то сигнализирует. Тогда специалисты промокают это место тампоном, герметично его упаковывают и увозят в лабораторию для уточнения и подтверждения «диагноза». При дальнейшем исследовании устанавливают вид легковоспламеняющейся жидкости. Если это бензин, определяют даже его марку и заправочную базу, с которой он был взят. Идентифицировать топливо помогают образцы жидкостей, которые хранятся в ИПЛ. Берется и проба сравнения, то есть образец топлива, которым был заправлен сгоревший автомобиль. Ведь бензин из бака авто мог попасть на поверхность уже в процессе пожара.

— В Туле есть семья, которая в течение нескольких лет трижды пострадала от автоподжигателей,— рассказывает Р. Анохин.— Злоумышленники поочередно уничтожили их дорогостоящие Porsche, Mercedes и BMW. Определять, с чем связаны столь настойчивые действия поджигателей,— это уже компетенция следственных органов. Мы лишь установили причину возгорания. Ну еще могли сказать, что машины после пожаров восстановлению не подлежат.

— Мы также не вправе утверждать, что это был поджог,— добавляет П. Дорохов.— Лаборатория дает только заключение, что пожар возник от привнесенного извне огня, устанавливает его источник и первично загоревшийся материал.

Наши партнеры
Реклама