Когда глобус пропивать некому…

Назад

22 ноября 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Дмитрий КИСЕЛЕВ

В воскресенье Российская Федерация писала географический диктант. Через месяц будут известны результаты. И надежды на то, что они будут блестящими, честно говоря, немного. Хотя…

Петр I — молодец!

В Тульской области Второй географический диктант писали на девяти площадках. В этом году к Туле присоединились Алексин, Новомосковск, Одоев. В городе-герое главной площадкой стал Центр образования № 20. Здесь были созданы все условия для приема большого количества участников диктанта — специально подготовленные аудитории, соответствующее оборудование, условия для людей с ограниченными возможностями здоровья…

И. о. директора центра Лариса Пацукова не просто преподает географию, она закономерно считает ее самым интересным предметом и легко обосновывает свои предпочтения.

Во-первых, география как наука существует уже 2000 лет,— поясняет она.— Во вторых, она готовит к постижению других наук — физики, биологии, химии, истории, экономики… Посмотрите старые аттестаты — оценка по географии фигурирует там в числе первых… Обязательное преподавание предмета в школе ввел еще Петр I, я считаю, что правильно сделал, молодец! …

Аргументов в пользу любимого предмета у Ларисы Васильевны — великое множество. И если бы не обязанности организатора диктанта, она, пожалуй, перечислила бы их все. Но надо было сориентировать волонтеров, проследить, чтобы помогающие педагогам гимназисты румяные ничего не перепутали при выдаче бланков для ответов, проинструктировать собственно участников диктанта…

Добровольно или принудительно?

Участники диктанта. Кто они, эти люди, решившиеся потратить законный выходной, холодный и ветреный, чтобы проверить свои знания по географии? Коллеги настоятельно уверяли, что большинство — подневольные школьники, понуждаемые к подвигу своими учителями, действующими исключительно по разнарядке.

Не знаю. Разнарядок не видела. Видела школьников, может быть, и подневольных, но вполне жизнерадостных. Видела их учителей, к чести которых надо сказать, что диктант они писали наравне с подопечными.

Самым подневольным мог бы показаться ученик Скуратовской школы № 68 (ЦО № 26) Лев Николаевич Гаврилов. Но нет, уверяет, что любит географию и отлично успевает по предмету. Рядом — его преподаватель Дмитрий Федорович Гаврилов. Он огорчается, потому что внук, несмотря на успехи, совсем не хочет поступать на геофак и уж точно не собирается преподавать в школе. Обидно, конечно.

Восьмиклассник из ЦО № 33 Алексей Становов тоже любит географию бескорыстно — с будущей профессией он еще не определился. Но какую бы стезю ни выбрал, все у парня сложится хорошо. Должно сложиться. Хотя бы потому, что, показав на Первом географическом диктанте достаточно скромный результат, он все же пришел на испытания снова. Почему? А потому что интересно.

Зато у его старшего товарища по школе Егора Серова все уже решено. Десятиклассник собирается стать геологом. И понимает, что без знания географии в соответствующий вуз не поступить. Поэтому старается.

Вполне взрослый человек по имени Алексей настоятельно просит не снимать его. Он — артист, музыкант, так что, наверное, пресытился вниманием. А вот географию любит. Говорит, с детства интересно было карты изучать. Зато у дочери скромного артиста Светланы — не просто интерес, а далеко идущие планы. Она собирается на геофак СПбГУ. И даже с направлением определилась — барышню интересует география полярных территорий.

— Там же холодно,— первая и не самая умная реакция на ее выбор.

— А здесь что, тепло, что ли? — справедливо реагирует Светлана.

Извозчики всюду довезут…

Попробуйте за минуту припомнить самую северную материковую точку Российской Федерации. Или в тот же срок расположите республики Калмыкия, Ингушетия, Марий Эл и Карелия в последовательности с севера на юг.

И все это без Google, Yandex и прочих «подсказчиков».

Лариса Пацукова говорит, что в прошлом году область написала географический диктант так себе, на «троечку», что, бесспорно, очень неприятно. Но она возлагает большие надежды на будущее. Прошедший накануне Всероссийский съезд учителей географии пришел к выводу, что при вступительных испытаниях на ряд специальностей, таких, например, как туризм, землеустройство, надо ввести этот предмет. Военное образование без знания географии тоже вряд ли будет убедительным. Теперь осталось, чтобы к съезду прислушались Минобразования и Правительство России. Тем более, что в ведущих вузах — МГУ, СПбГУ, РУДН и даже в Тимирязевской академии — науку признают.

А вот тульским школам сложнее. Географического факультета в нашем «педе» не было никогда. Были специальности «история — география», «химия — география», «биология — география». Но из-за низкой востребованности их позакрывали еще лет пять назад. Теперь любой педагог или просто человек с высшим образованием может пройти курс спецподготовки по предмету. Но и на спецподготовку очередь не стоит. Низкую востребованность объяснить можно: много ли часов у преподавателя географии? А значит, и зарплата — соответствующая. Зато подготовка требуется нешуточная. Не говоря уже о том, что учитель географии, годами не выезжающий из родного города и апеллирующий к телепрограммам и печатной периодике,— не слишком убедительный пример для детей.

Лариса Васильевна, например, несколько лет копила деньги, чтобы побывать на Байкале. Теперь мечта сбылась. А многим ли ее молодым коллегам такое вообще придет в голову?

Да и дети сейчас предпочитают «погуглить» и забыть.

— У меня ученики в соцсетях знакомятся со сверстниками из других стран,— рассказывает Лариса Васильевна.— Один пишет новому другу из Канберры: «Ну и как там у вас во Франции?»

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных