ТЮЗ: площадка для эксперимента
08 ноября 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
Сегодня Тульский театр юного зрителя отмечает
Нечисть в зрительном зале
Хоррор, проще говоря, ужастик — жанр литературный и кинематографический, и от традиционного театра вроде бы далекий: ну
Если посмотреть на сюжет из «Записок охотника» свежим взглядом, то рассказы мальчишек у костра на Бежином лугу — это те же самые страшилки, которые их сверстники рассказывали друг другу в пионерских лагерях по ночам. Помните? «В
ТЮЗ попробовал визуализировать страшные байки тургеневских мальчишек — и в результате получилась качественная русская народная готика. В спектакле два плана: традиционный, с реальными артистами — и видеоряд, изощренно придуманный и воплощенный с применением новейших технологий.
Картинка проецируется не на обычный плоский экран, а на рельефную декорацию, что создает особую глубину, объем и эффект странного, мистического пространства. И даже панорама обычного, дневного Бежина луга в этом пространстве меняется. А ночной пейзаж — с огромной сияющей луной и пасущимися лошадьми — и вовсе полон загадок, ужаса и восторга.
Между «живым» планом и видеорядом нет четкой границы: нечисть вполне может выйти из экрана на сцену и даже в зрительный зал (публика пугается и истерически хохочет). Актриса, играющая маму утонувшего мальчика, зовет своего сына у экранной реки, и над водой вдруг появляется светлое вибрирующее пятнышко — привидение погибшего ребенка.
В воображении тургеневских мальчишек мир, где мужик из соседней деревни разговаривает с русалкой, а псарь — с
Спектакль «Бежин луг» поставлен в рамках подготовки к
75 спектаклей за 21 год
Каким должен быть современный театр юного зрителя, о чем сегодня необходимо говорить со сцены с детьми и подростками? Об этом и о многом другом «Молодой коммунар» беседует с художественным руководителем тульского ТЮЗа, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Шинкаревым.
— Я пришел в театр 21 год назад. За эти годы поставил 75 спектаклей. И уверен, что, по сути, наши сегодняшние юные зрители не отличаются от зрителей прежних поколений. Не случайно некоторые спектакли, поставленные много лет назад, до сих пор остаются в нашем репертуаре. Например, спектакль «Волшебник Изумрудного города», которому исполнилось 20 лет. Другое дело, что у современных детей — иное, клиповое мышление, другой способ восприятия, и мы стараемся это учитывать.
— Театр юного зрителя — особый жанр, особый формат, придуманный в советское время. Взрослые традиционно относятся к нему скептически. Опять же для актеров и режиссеров — не самое престижное место работы…
—
Борис Сергеевич очень любил свой театр, был настоящим хозяином. Наше сотрудничество началось с неожиданного события: он и тогдашний главный режиссер Александр Литкенс предложили мне поставить в ТЮЗе спектакль по пьесе Ксении Драгунской «Вверх тормашками». Для меня это был своего рода дебют. И для Ксении, кстати, тоже — первый спектакль по ее пьесе в профессиональном театре. Сейчас Ксения Драгунская — известный и очень успешный драматург, но с тех пор с нашим театром ее связывают особые, теплые отношения… Через год Борис Сергеевич предложил мне прийти в театр режиссером. Сказал: «Попробуйте, не понравится — уйдете…» Вот и «пробую» уже 21 год…
Учиться у своих учеников
Владимир Степанович признается, что любит все свои спектакли — и удачные, и не очень. А самыми значимыми для себя считает «Ромео и Джульетту», «Легенду о Молодой гвардии» (обе постановки 2000 года), а также «Трепетные истории» по пьесе К. Драгунской.
Шинкарев много лет преподает в Тульском областном колледже культуры и искусств, и сегодня большая часть труппы — его бывшие ученики.
— Теперь я сам многому у них учусь — в том, что касается новейших трендов и технологий, мои ребята, конечно, более продвинутые. Мне интересно с ними, мне нравится творческая атмосфера, которая сложилась в театре. Я убежден, что современный ТЮЗ должен быть театром, открытым для разного рода экспериментов, потому что это театр молодежный,— подчеркивает Владимир Степанович.— И спектакль «Бежин луг» по рассказу И. С. Тургенева, который мы поставили к юбилею,— это в большей степени работа нашего
Взрослые, как правило, приходят в ТЮЗ с детьми или внуками, и многие удивляются, когда узнают, что в его репертуаре есть спектакли, адресованные не только детям, но и их родителям. Мне бы хотелось, чтобы наш театр был интересен зрителям самых разных возрастов…