ТЮЗ: площадка для эксперимента

Назад

08 ноября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Сегодня Тульский театр юного зрителя отмечает 85-летие. Накануне юбилея ТЮЗ представил новый спектакль — хоррор «Бежин луг» по рассказу И. С. Тургенева.

Нечисть в зрительном зале

Хоррор, проще говоря, ужастик — жанр литературный и кинематографический, и от традиционного театра вроде бы далекий: ну как-то не принято со сцены пугать цивилизованного зрителя. С другой стороны — почему бы и нет, если материал позволяет.

Если посмотреть на сюжет из «Записок охотника» свежим взглядом, то рассказы мальчишек у костра на Бежином лугу — это те же самые страшилки, которые их сверстники рассказывали друг другу в пионерских лагерях по ночам. Помните? «В черной-черной комнате стоит черный-черный гроб…» Только персонажи в них немного устаревшие — лешие, русалки, домовые. Нечисть, причем покруче нынешних компьютерных зомби, присутствует в мифологии каждого народа, и русские народные сказки — отнюдь не исключение.

ТЮЗ попробовал визуализировать страшные байки тургеневских мальчишек — и в результате получилась качественная русская народная готика. В спектакле два плана: традиционный, с реальными артистами — и видеоряд, изощренно придуманный и воплощенный с применением новейших технологий.

Картинка проецируется не на обычный плоский экран, а на рельефную декорацию, что создает особую глубину, объем и эффект странного, мистического пространства. И даже панорама обычного, дневного Бежина луга в этом пространстве меняется. А ночной пейзаж — с огромной сияющей луной и пасущимися лошадьми — и вовсе полон загадок, ужаса и восторга.

Между «живым» планом и видеорядом нет четкой границы: нечисть вполне может выйти из экрана на сцену и даже в зрительный зал (публика пугается и истерически хохочет). Актриса, играющая маму утонувшего мальчика, зовет своего сына у экранной реки, и над водой вдруг появляется светлое вибрирующее пятнышко — привидение погибшего ребенка.

В воображении тургеневских мальчишек мир, где мужик из соседней деревни разговаривает с русалкой, а псарь — с барашком-оборотнем, реален и ирреален одновременно. И в этом мире есть своя красота и поэзия…

Спектакль «Бежин луг» поставлен в рамках подготовки к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева, при поддержке Министерства культуры РФ, а также регионального министерства культуры.

75 спектаклей за 21 год

Каким должен быть современный театр юного зрителя, о чем сегодня необходимо говорить со сцены с детьми и подростками? Об этом и о многом другом «Молодой коммунар» беседует с художественным руководителем тульского ТЮЗа, заслуженным деятелем искусств РФ Владимиром Шинкаревым.

— Я пришел в театр 21 год назад. За эти годы поставил 75 спектаклей. И уверен, что, по сути, наши сегодняшние юные зрители не отличаются от зрителей прежних поколений. Не случайно некоторые спектакли, поставленные много лет назад, до сих пор остаются в нашем репертуаре. Например, спектакль «Волшебник Изумрудного города», которому исполнилось 20 лет. Другое дело, что у современных детей — иное, клиповое мышление, другой способ восприятия, и мы стараемся это учитывать.

— Театр юного зрителя — особый жанр, особый формат, придуманный в советское время. Взрослые традиционно относятся к нему скептически. Опять же для актеров и режиссеров — не самое престижное место работы…

Когда-то у меня тоже было такое представление о ТЮЗе. Помню, как пришел сюда в первый раз: помещение показалось таким маленьким… А потом фасад очистили, сняли старую штукатурку, и здание мне так понравилось! Я тогда работал режиссером в Тульской областной филармонии, и однажды мы встретились на каком-то совещании с директором ТЮЗа Борисом Сергеевичем Карцевым (Б. С. Карцев возглавлял тульский ТЮЗ с 1982 по 2011 год, ушел из жизни в 2012-м.— И. С. ). Меня поразило, с какой настойчивостью он добивался, чтобы со здания сняли ненужные вывески, чтобы перенесли подальше трамвайную остановку.

Борис Сергеевич очень любил свой театр, был настоящим хозяином. Наше сотрудничество началось с неожиданного события: он и тогдашний главный режиссер Александр Литкенс предложили мне поставить в ТЮЗе спектакль по пьесе Ксении Драгунской «Вверх тормашками». Для меня это был своего рода дебют. И для Ксении, кстати, тоже — первый спектакль по ее пьесе в профессиональном театре. Сейчас Ксения Драгунская — известный и очень успешный драматург, но с тех пор с нашим театром ее связывают особые, теплые отношения… Через год Борис Сергеевич предложил мне прийти в театр режиссером. Сказал: «Попробуйте, не понравится — уйдете…» Вот и «пробую» уже 21 год…

Учиться у своих учеников

Владимир Степанович признается, что любит все свои спектакли — и удачные, и не очень. А самыми значимыми для себя считает «Ромео и Джульетту», «Легенду о Молодой гвардии» (обе постановки 2000 года), а также «Трепетные истории» по пьесе К. Драгунской.

Шинкарев много лет преподает в Тульском областном колледже культуры и искусств, и сегодня большая часть труппы — его бывшие ученики.

— Теперь я сам многому у них учусь — в том, что касается новейших трендов и технологий, мои ребята, конечно, более продвинутые. Мне интересно с ними, мне нравится творческая атмосфера, которая сложилась в театре. Я убежден, что современный ТЮЗ должен быть театром, открытым для разного рода экспериментов, потому что это театр молодежный,— подчеркивает Владимир Степанович.— И спектакль «Бежин луг» по рассказу И. С. Тургенева, который мы поставили к юбилею,— это в большей степени работа нашего художника-постановщика и балетмейстера Дениса Ляпина, чем моя. Именно он предложил определить жанр спектакля как «хоррор» и создал к нему этот сложный видеоряд.

Взрослые, как правило, приходят в ТЮЗ с детьми или внуками, и многие удивляются, когда узнают, что в его репертуаре есть спектакли, адресованные не только детям, но и их родителям. Мне бы хотелось, чтобы наш театр был интересен зрителям самых разных возрастов…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных