Пятница 27 ноября

Эта курица — не птица

Назад

08 Ноября 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Вы давно, надев очки, изучали упаковку какой-нибудь еды в супермаркете, прежде чем ее купить,— какая там микроскопическим шрифтом обозначена дата выпуска? Вот и большинство покупателей примерно так же…

Статистика Всемирной организации здравоохранения знает всё: отравление продуктами давно уже занимает одно из лидирующих мест в перечне случаев интоксикации, а количество пострадавших увеличивается год от года. Активисты общественного движения «Скорая молодежная помощь», отделения которого существуют в 15 регионах России, на протяжении трех лет ведут неравный бой с просроченными продуктами в предприятиях торговли и участвуют в рейдах по выявлению фактов продажи алкоголя несовершеннолетним. В Туле движение насчитывает около 60 активистов, и о них владельцы магазинов уже знают. В один из рейдов по супермаркетам общественники пригласили корреспондентов «Молодого коммунара».

Обычные покупатели с необычным поведением

Встречу нам назначили перед главным входом в ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Многие из активистов — студенты этого вуза, да и предназначенные к посещению два сетевых супермаркета на проспекте Ленина находятся рядом.

— Нас просят проверить магазины на «просрочку» как друзья, так и незнакомые люди, наткнувшиеся на нашу группу в интернете,— рассказывает встретивший нас студент юридического факультета ТулГУ Никита Макеев.— Когда накапливается критическая масса таких жалоб на тот или иной магазин, мы выходим на проверку. Стараемся проводить рейды еженедельно. Не всегда, конечно, удается — дела есть у всех, да и в каждом магазине не менее часа проводим…

Если следовать букве закона, то, конечно, эти молодежные мероприятия никакие не «проверки» — нет таких юридических прав у студентов. Просто ходят ребята по магазину, как обычные покупатели, товар рассматривают, на срок хранения смотрят. Это не запрещено. А при обнаружении просроченной еды ставят в известность администрацию магазина.

Пока мы общались, подошли остальные участники рейда — три студентки ТГПУ. Перед входом в первый магазин для нас с фотографом проводят краткий инструктаж.

— У нас за каждым закреплен свой отдел продуктов. Никита, например, больше всего любит «молочку» проверять, поэтому после входа мы сразу же рассредоточимся по магазину. Главное — вести себя, как обычные покупатели,— рассказывает руководитель тульской «Скорой молодежной помощи» Виктория Худобко.— Пару раз были случаи, когда мы сразу сказали администрации магазина, что ищем про-сроченные продукты, так продавцы потом прямо перед нами шли и собирали товары, которые могли бы вызвать вопросы. Поэтому лучше инкогнито…

Студенты берут поочередно продукты с прилавка и смотрят на дату. Стенд с молочной продукцией занял у Никиты Макеева более получаса. Но корзины, в которые планировалось складывать просроченный товар, пусты. Виктория знаком показывает своей команде, что пора сворачиваться.

Уже на улице она объясняет мне, что, возможно, отсутствие «просрочки» — следствие не столь давнего визита молодежи в этот магазин: тогда ребята пообещали заглянуть снова. Зачем владельцам лишний шум? Как показывает практика, торговля товаром, которым уже нельзя торговать,— у нас не исключение, а распространенное явление. Но если регулярно устраивать такие вот «контрольные закупки», торговцы могут предпочесть не доводить до лишнего шума и убрать залежалые продукты. Пусть и на время…

По наблюдениям ребят, больше всего «просрочки» попадается в категории «скоропортящиеся продукты»: это молочные продукты, колбасные изделия, полуфабрикаты, рыба и морепродукты.

Торговле конфликты не нужны

По пути ко второму магазину, расположенному неподалеку, студентка ТГПУ им. Л. Н. Толстого Кристина Тимченко отмечает, что «просрочку» зачастую и искать не надо — она на виду. Клееные-переклеенные ценники, да и внешний вид продуктов такой, будто они тут валяются уже давно.

— Порой видим и просроченные товары для детей: пюре, соки, смеси. А ребенок отравление переносит намного тяжелее,— говорит Кристина.— Негодные продукты мы собираем в корзины и вызываем директора магазина, чтобы при нас «просрочку» списали. Как правило, никто не отказывает, даже благодарят за помощь: мол, сами не заметили. Бывали, конечно, и стычки с охраной, и оскорбления от администраторов, но тогда мы просто вызываем полицию и регистрируем нарушение официально. А магазину это тоже не нужно, лучше все решить без конфликта…

Во второй торговой точке ребята так — же рассредоточились по отделам. Чтобы не мешать им, интересуюсь у пожилой покупательницы, перебирающей гору куриных тушек, как часто она смотрит на срок годности.

— Знаете, уже возраст не тот, чтоб в эти цифры всматриваться. Я доверяю своему носу. Если мясо негодное, это уже издали чувствуется. Вот это, например, я брать не буду,— делится опытом Надежда Николаевна.— Хуже с молочной продукцией: на днях купила молоко с нормальным сроком годности, домой принесла, а оно кислое. Так что эти ребята хорошее дело делают…

Подошедшие студенты вынесли вердикт: да, нос женщину не обманул и в этот раз — и срок годности, и целостность упаковки кур нарушены, это заметно. Вообще-то убирать из продажи нужно чуть ли не всю партию.

За 15 минут в этом магазине ребята смогли практически заполнить «просрочкой» корзину — зелень, кондитерские изделия, полуфабрикаты, разорванные упаковки макаронных изделий, груши с признаками гниения. У некоторых продуктов сроки хранения превышены на несколько месяцев. По словам активистов, всему этому место на свалке, а не на прилавке.

Собрав «просрочку», идем всей группой к администрации магазина. Списать продукцию на кассе соглашаются моментально.

— Продавцов мало, и не всегда удается убрать «просрочку» с полок вовремя. И спасибо ребятам, помогают нам и обращают наше внимание на эти недоработки. Мы сейчас же устраним все найденные ими нарушения,— отметила директор магазина, представившаяся Ольгой.

Никита Макеев говорит, что они не ограничиваются только центральными магистралями города — бывают и в магазинах на самых дальних улочках Заречья и Пролетарского района.

— Нам не жалко своего личного времени на это, мы уверены, что наша работа нужна людям. Некачественные продукты не должны быть на полках магазинов. А если кто-то не согласен, мы всегда готовы прибегнуть к помощи государственных служб — полиции и органов Роспотребнадзора,— резюмирует Виктория Худобко.

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама