Вторник 24 ноября

Сны детства

Назад

03 Ноября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Необычная выставка открылась в музее П. Н. Крылова (Тула, ул. Кутузова, 10). В экспозиции представлены только детские портреты русских художников разных эпох из фондов Тульского областного художественного музея.

Детские лица всегда завораживали художников — цельностью, непосредственностью и каким-то особенным внутренним светом. А еще в лицах детей присутствует естественная, природная гармония, которая куда-то бесследно исчезает, когда мы взрослеем.

Выставка, открывшаяся в музее П. Н. Крылова,— это галерея персонажей из разных эпох. Каноны живописного изображения детей в этих эпохах тоже были разными. Однако все эти работы объединяет главное: стремление прочесть в лице ребенка его характер — и предугадать его будущую судьбу.

Один из раритетов, представленных в экспозиции,— портрет итальянского мальчика кисти Григория Мясоедова (1834–1911). Григорий Григорьевич — наш земляк, он родился в Тульской губернии. Мясоедов был одним из знаковых представителей Товарищества передвижников и признанным мастером реалистического изображения крестьянского быта. Картина «Мальчик-итальянец» создана в 1860 году еще совсем молодым художником, она написана под впечатлением от путешествия по Европе, куда Мясоедов как подающий надежды живописец был отправлен за казенный счет. На выставке можно увидеть работы и других художников XIX века: юные модели не по-детски серьезны и выглядят взрослее своих лет…

Детские образы начала XX века — совершенно иные. Авторы идеализируют жизнь и быт деревни, мальчики и девочки в крестьянских костюмах — милы и трогательны. Этот пасторальный взгляд на русскую деревню продолжает развиваться в советское время и к 30-м годам прошлого века достигает кульминации. Прозрачные речки, колосящиеся поля — и безмятежные детские лица…

Лето в деревне как символ счастливого детства — одна из популярнейших тем советского искусства. Возможно, потому что на этом «поле» автор мог чувствовать себя абсолютно свободным от идеологии, мог позволить себе быть предельно искренним. 

А вот в 60-е годы детская тема приобретает несколько иные черты: персонажи, которых изображают художники,— это прежде всего городские мальчики и девочки. Бесконечно свободное и бесконечно прекрасное, как сон, «лето в деревне» закончилось — наступает время размышлений и сосредоточенности. Наглядный пример — полотно Бориса Вагина «Мальчик с книгой»…

В экспозиции демонстрируется множество интереснейших работ. Представлено несколько полотен и этюдов Порфирия Крылова — мастерски выполненных, утонченных, с прозрачной цветовой палитрой (Порфирий Никитич, к слову, очень любил рисовать детей).

Есть работы современных художников, выполненные в самых разных техниках и манерах. Одну из них — «Сны детства» Анатолия Титова (2000 г. ) — в каком-то смысле можно считать программной. Детство навсегда остается с нами — в воспоминаниях и трепетных снах…

Оставьте комментарий:

Символы на картинке
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение
Наши партнеры
Реклама