Старый конь гаража не испортит

Назад

28 октября 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Никита СКОРИКОВ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Современные автомобили – изделия скучные, ибо слишком технологичные: напичканы электроникой, «души» не имеют. В отличие от старого железного коня, который для владельца – живой.

Большинство российских любителей автостарины ограничиваются покупкой отечественной «классики». Но встречаются в частных гаражах уникальные экземпляры, которых не только в России, но и за рубежом – единицы. Корреспондент «Молодого коммунара» встретился с владельцами двух американских машин – «Олдсмобиль-88» и «Форд Т», которым место скорее в музее, а не на дороге.

Голливудский раритет

Пока мы с фотокорреспондентом ждали владельца «Олдсмобиля-88» 50-х годов выпуска, вокруг машины, выгнанной из гаража, стали скапливаться люди, которых интересовало буквально все – хромированный «самолет» на капоте, шины, первоначальный цвет автомобиля.

- Представляете, родная «резина» стоит, - восклицает один из мужчин, фотографируя раритет на телефон.

И действительно, машина будто сошла с афиш голливудских фильмов и в потоке припаркованных поблизости современных автомобилей смотрится белой вороной. У владельца, Юрия Одякина, первым делом интересуюсь, не утомляет ли назойливое внимание зевак.

- Я понимаю, что машина всем интересна, хоть и напрягает это немного, - рассказывает Юрий. - Когда покупал «Олдсмобиль», думал не только об экстерьере, но и о ходовых характеристиках. «Старичок» даст фору многим современным иномаркам: 245 лошадиных сил, объем двигателя – 5 литров. Я с детства заболел американской субкультурой 50-х, которые считаются «золотым веком» Штатов. Эта модель была одной из самых мощных на то время. Кстати, без преувеличения могу сказать, что мой экземпляр – единственный автомобиль этой модели в России, который сохранился в таком хорошем и оригинальном состоянии. Это – настоящий мужской автомобиль. Иногда, чтобы он завелся, приходится повозиться, но он никогда не подведет в дороге…

К слову, несмотря на возраст, у «Олдсмобиля» Юрия есть гидроусилитель руля и тормозов, коробка- автомат, кожаный салон. А началась вся история также с трудностей на таможне.

- Я мог ввезти его как «автохлам», то есть машину, которую нужно восстанавливать, тогда бы получил документы для движения по дорогам. Но чем старше машина, тем больше приходится платить, и в моем случае растаможка в несколько раз превысила бы цену автомобиля, поэтому я обратился в Министерство культуры РФ, и мне выдали документ о том, что это не автомобиль, а культурная ценность, - рассказывает коллекционер. - Сейчас начинающим «американоводам» классических авто придется основательно потратиться, чтобы влиться в этот клуб. Я успел взять эту машину до кризиса и считаю, что мне повезло. Сейчас купить заокеанскую классику даже по цене нового «Форд Фокуса» очень сложно. Да и проблемы с ввозом никуда не делись…

Доводить до ума «Олдсмобиль» пришлось долго – многие детали есть только в американских магазинах. Но все равно такой «шопинг» выгоднее, нежели ремонт и изготовление запчастей в тульских мастерских.

- Представляете, когда я реставрировал передок машины, в автосервисе мне выкатили ценник на хромирование бампера, в три раза превышающий оригинальную запчасть, купленную за океаном, - рассказывает Юрий. - Сейчас я восстанавливаю подвеску, все – сам, болтик за болтиком, ставить стараюсь оригинальное по максимуму. Не хочу, например, ставить пневмоподвеску, как делают на таких машинах многие мои коллеги в Америке. Даже родную ламповую магнитолу недавно восстановил. И ребята из клуба любителей автостарины помогают. Но мне труднее: я – «американовод», поэтому пришлось «прописаться» на зарубежных форумах. Кто захочет пойти по моему пути, нужно быть готовым и к этому...

Классическое бездорожье

- «Форд Т» – это первый конвейерный автомобиль Генри Форда. Конкретно мой экземпляр выпущен в 1924 году, - рассказывает Михаил Готесман. - Я занимаюсь классическими автомобилями с 1996 года. Все началось достаточно прозаично, у нас в семье у деда была знаменитая 21-я «Волга», на которой мы ездили отдыхать всей семьей в Крым. Уже тогда, в 90-е, были проблемы с запчастями – приходилось искать в таксопарках, где имелись списанные машины. А потом я узнал про «Форд Т» и просто влюбился в него. При первой же финансовой возможности через своего дальнего родственника в Мичигане купил и переправил в Россию…

На официальную растаможку требовались огромные деньги, поэтому пришлось зарегистрировать машину как культурную ценность. По мнению Михаила, российское законодательство к владельцам иностранной автоклассики относится сурово. «Культурная ценность» не подразумевает выдачи документов, которые разрешают передвигаться по дорогам общего пользования, поэтому нередко удел этих красавцев – лишь автовыставки. По словам реставратора, его главная цель – довести машину до изначального, практически заводского состояния. Все детали должны быть оригинальными.
«Фордов Т» в начале XX века было выпущено около 15 млн, поэтому проблем с запчастями нет. Несмотря на то, что в мастерах недостатка в Туле нет, владелец и сам порой не прочь залезть под капот своего ветерана. А тот, кто жертвует оригинальностью деталей, добавляя современные элементы, автореставратором называться не может.

- Мы такую отсебятину называем «колхозом», - говорит Михаил. - Так, когда-то в СССР было много трофейных немецких машин, и когда они ломались, ставили узлы от наших. Например, нередко можно было встретить в «Опеле» мотор и подвеску от «Победы». Эти автомобили не очень ценятся. А вернуть такое авто в первоначальное состояние выйдет дороже, чем купить аутентичный экземпляр. Не стоит устанавливать и узлы, не предусмотренные конструкцией. Нет «печки» – значит, одевайся теплее. Да, эти машины менее комфортны, чем современные, но в этом их прелесть – это автомобиль для души…

Клуб любителей автостарины в Туле начал формироваться в конце 90-х годов. Как вспоминает коллекционер, стоявший у его истоков, когда не было интернета, вполне нормальным считалось подойти на улице к владельцу такого же классического автомобиля, чтобы уточнить что-то. Автолюбители встречались чаще. С развитием интернета все перешло в электронный формат. Попасть в клуб просто – достаточно иметь классический автомобиль. Единственное, предупреждает Михаил, нужно быть готовым к тому, что это весьма дорогое занятие, вне зависимости от модели.

- Недавно, - говорит коллекционер, - я приобрел еще «Татру-87» 1942 года выпуска. Это очень редкая машина, по всему миру их насчитывается лишь несколько десятков (всего было выпущено 3 тысячи). Надеюсь ее за зиму оживить. Вот на нее все запчасти стоят баснословных денег, их сложно достать. Поэтому новых приобретений пока не планирую, сперва доведу до идеала то, что есть... 

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных