Четверг 24 сентября

Работать надо, тогда справимся

Назад

21 Октября 2016 00:00

 0
Экономика

Автор: беседовала Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Придет ли такое время, когда мы не будем говорить о трудностях? У генерального директора Белевского АО «Трансмаш» Сергея Плюханова нет утешительного ответа на этот вопрос. Он на заводе, можно сказать, с первого кирпича, но легких времен что-то не припомнит.

— Когда в семидесятые строился завод, местная власть в нем особо заинтересована не была,— вспоминает он.— Могли вызвать в райком и строго сказать: «Нам твои железки ни к чему, чтобы завтра все были на картошке». Вот такое было отношение… Но ведь, кроме нас, шесть заводов было в Белеве — и все выпускали продукцию, пользующуюся спросом как в городе, так и далеко за его пределами. Сейчас ни одного не осталось. А «Трансмаш» работает. Разные времена создают различные проблемы.

— Последняя проблема — это…

— Для нас это разрыв договорных отношений с украинскими предприятиями. Мы поставляли им примерно пятую часть выпускаемой продукции. Это могло заметно сказаться на результатах.

— Но не сказалось?

— Очень большой поддержкой для нас стала программа социально-экономического развития, предложенная губернатором А. Г. Дюминым. Она предполагает внутрирегиональную кооперацию промышленных мощностей. Так что очень помогают заказы тульских предприятий.

Должен поблагодарить руководство Туламашзавода, который передал нам заказ на хромирование балансиров для мостов, в том числе и для моста, который соединит Крым с Россией. А также — руководство ЦКиБ СОО, «СПЛАВа» и других. Благодаря поддержке губернатора увеличила свой заказ на поставку тормозных систем РЖД.

Вроде в абсолютном исчислении и немного получилось: было 3,5 тысячи комплектов, стало — 4 тысячи. Но в процентном отношении рост заметный. Если, конечно, не вспоминать, что было время, когда делали 14 тысяч. Потом выяснилось, что нам не нужно — все купим. 

Возьмем тот же «Сапсан». Кстати, сапсан — птица семейства соколиных. А у нас в свое время был скоростной поезд «Сокол» — курсировал в единственном экземпляре между Москвой и Ленинградом. Надежный был и все разработки наши, отечественные. Брянский машиностроительный завод выпускал отличные вагоны-рефрижераторы. Сказали: не надо — будем покупать в Германии. Это, конечно, легче, чем свое до мировых стандартов доводить. Но результат-то уже видим. «Ласточка» — немецкий поезд, собирается у нас. Покупали для Сочи — понятно, там климат помягче. А в наших погодных условиях немецкие тормозные системы не выдерживают. Так что делаем их теперь мы — и ничего, справляемся.

Не буду говорить, что нам легко. Мы переживаем те же трудности, что и все предприятия страны. Работать надо, тогда справимся.

— В последние годы стало создаваться впечатление, что работать некому. Определенный дефицит кадров испытывают все предприятия. И вас, наверное, эта беда стороной не обошла…

— Не хватает не просто кадров, а кадров квалифицированных. Белев город небольшой. Поэтому у нас работают жители Одоева, Арсеньева, Плавска.

Но есть и радостные новости: в Белевском филиале Тульского колледжа сервиса и технологий для нас обучают группу электриков — ребята уже на втором курсе, на первом курсе есть группа токарей, в следующем году, надеюсь, будет группа фрезеровщиков. Один из вузов выразил намерение открыть у нас средне-техническое отделение, возможно, будут готовить нам техников… В Ясногорском колледже готовят специалистов по металлообработке. Я бы послал своих на учебу, но важно, чтобы было общежитие — люди у нас в Белеве живут небогато.

Да что там, мы готовы тем, кто хорошо успевает, даже стипендию на старших курсах платить, только бы на завод вернулись. Главное, чтобы по окончании учебы в Москву, в охранники не убежали. Мы сейчас на средства предприятия обу — чаем своих специалистов на заочном отделении ТулГУ. Есть гарантия, что они нам ручкой не помашут? Никакой!

На заводе ведь работать надо, а не просто ждать, пока рабочее время истечет. А к этому, к сожалению, не все готовы — вот главная беда нашей системы образования.

— Но стоит ли жаловаться на систему? Сами говорите, что есть и хорошие новости.

— Для того, чтобы готовить специалистов, нужна хорошая школа. Ну откроют в колледже наши специальности на постоянной основе. Ведь наш завод примет только ограниченное число специалистов. Надо посылать их на другие предприятия. Во-первых, как? Во-вторых, зачем собственнику хотя бы «Трансмаша» готовить кадры для других? Это должно делать государство, коль скоро оно заинтересовано в подъеме экономики. Да, государство готовит специалистов, тратит на это деньги, а выпускники, бывает, потом устраиваются в МакДоналдс.

Уверен, что надо вернуть систему распределения: отучился за государственный счет — отработай на пользу государства! И никакого нарушения прав личности здесь нет: хочешь свободу выбора — никто тебе не запретит идти с дипломом на кассе работать, но только тогда за учебу, будь любезен, плати сам!

— То есть претензии к системе образования все-таки есть?

— Нет у меня претензий. Но нет и системы. Образование есть, не спорю. Слышал, что теперь вынашивается идея востребованные рынком специальности в высших и средних учебных заведениях сделать платными, а бюджетное финансирование оставить только для невостребованных профессий. То есть государство будет финансировать подготовку будущих безработных? А остальное оплатят предприятия?

Слава Богу, мы уже почти к этому пришли. Я считаю, что лучшая система подготовки у нас в области в учебном центре Туламашзавода. Но не все могут себе такое позволить. И все же, я думаю, мы выделим у себя участок для подготовки специалистов. Без этого никак нельзя. По крайней мере, пока нельзя.

— А если мы говорим о нежелании молодежи становиться к станку, поможет ли тут система подготовки?

— Конечно, поможет. Только если это будет единая система образования. И работать она должна начинать не после школы, а до нее — прямо с детского сада. Дети готовы что-то делать своими руками и надо их поощрять. Надо развивать детское техническое творчество. Об этом говорит и наш губернатор. И я с ним очень даже согласен.

— Сергей Иванович, для того, чтобы привлечь молодежь, надо думать о будущем. У вашего предприятия есть программа развития?

— Обязательно. Мы выполнили первую часть инвестиционной программы 2012–15 годов: заготовительное производство, мехобработку, гальванику головное предприятие АО МТЗ «Трансмаш» разместило у нас, в Москве осталась только сборка. Также мы реформировали систему оплаты труда. Я ее называю децентрализацией: все средства распределяют начальники цехов — в зависимости от объемов произведенной продукции. То есть рабочий заинтересован делать за меньшее количество времени больший объем. От этого растет и зарплата.

Сейчас идет процесс подготовки новой концепции. Я считаю, что это должно быть повышение эффективности производства, полное использование имеющихся мощностей, повышение качества продукции. И все это должно достигаться путем интенсификации: люди должны выполнять больший объем работы не за счет увеличения численности персонала, а за счет использования новой техники и передовых технологий, за счет эффективной организации труда.

Нам предстоит модернизировать инфраструктуру, завершить реорганизацию инструментального и ремонтного производств.

Возможности для этого у нас есть.


Наши партнеры
Реклама