Через тернии к звездам
14 октября 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергей ШМУНЬ
Новый министр образования РФ Ольга Васильева пообещала вернуть в школьную программу астрономию, что обрадовало и ученых, и преподавателей, и родителей. При этом все понимают: процесс возвращения будет происходить постепенно. Ведь 25 лет отлучения от школы — слишком большой срок.
Вспомогательная дисциплина
Непонятно, как это могло случиться в стране, первой в мире запустившей искусственный спутник на орбиту Земли и первой в истории человечества отправившей человека в космос. В начале
Тем не менее сохранились школы, в которых астрономию все эти годы продолжали изучать серьезно и последовательно — благодаря
Учитель физики и астрономии тульского лицея № 2 Виктор Овсянников считает, что в нашем городе таких образовательных учреждений не так уж и мало:
— Для лицея № 2 это традиция,— рассказывает Виктор Викторович.— У нас учатся дети с
Астрономия стала зрелищной
В. Овсянников закончил ТГПУ им. Л. Н. Толстого как преподаватель физики. Наукой о небесных телах увлекся еще студентом — благо в университете преподают и астрономию, и астрофизику. С третьего курса подрабатывал лаборантом в планетарии, с четвертого начал преподавать во
Виктор Овсянников вместе с Татьяной Георгиевной готовят детей к олимпиадам. Самый успешный их ученик — Егор Алимпиев, который дважды становился призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады по астрономии. Этим летом Егор принимал участие в сборах, проходивших в
На вопрос, в каком классе следует начинать изучать астрономию, Татьяна Георгиевна Коняева отвечает: «В шестом — седьмом, не позже».
— Если в средней школе это должен быть описательный курс, то в старших классах можно перейти на более высокий уровень, в частности, давать задачи по физике с астрономическим содержанием,— убеждена Коняева.— Наши педагоги уже сейчас это делают — на уроках физики…
В. Овсянников демонстрирует наглядные пособия: карту звездного неба, глобусы Луны и Марса. И небесную сферу системы Птолемея — ей немало лет, но на уроках она
— Астрономия действительно стала зрелищной,— комментирует Виктор Овсянников.— Однако я уверен, что и глобус, и карта, и фильм — все это инструменты в руках учителя. Возникнет интерес у ученика или нет — зависит только от педагога…
Двухмерные существа
Современные дети с увлечением смотрят фильмы «про космос» по телевидению и в интернете. В том числе, к сожалению, и псевдонаучные — таковых тоже немало. А тут еще и астрологические прогнозы, с которых начинается утро на каждом телевизионном канале. У В. Овсянникова есть рецепт: достаточно сказать, что раньше ученые зарабатывали на астрологии, чтобы заниматься астрономией,— и отношение к этому вопросу у ребят становится более критичным.
Детей интересует, есть ли жизнь на других планетах, погаснет ли Солнце и что будет после этого с Землей… А еще им интересно наблюдать за звездами, правда, сделать это современному городскому ребенку практически негде.
— Мы стали двухмерными существами — нас лишили звездного неба,— сожалеет Татьяна Георгиевна.— Даже если найти достаточно открытое пространство, ничего не получится: небо засвечено городскими фонарями. Многие из моих бывших учеников, до сих пор увлекающиеся астрономией, покупают телескопы и в отпуске или на выходных уезжают из Тулы на 100–150 километров, чтобы понаблюдать за звездами…
Последнее астрономическое событие, которое можно было видеть в городе — солнечное затмение, случившееся в марте 2015 года. Тогда все лицеисты и их учителя вышли на улицу с закопченными стеклышками и пленками, чтобы понаблюдать за тем, как тень наползает на солнечный диск. К ним присоединились жильцы расположенных поблизости домов. И это был один из самых главных астрономических законов в действии: увлечение «небесной» наукой бывает невероятно заразительным.
Кто будет космос осваивать?
— Важность астрономии в школе связана не только с формированием научной картины мира, но и с необходимостью развивать интерес к техническим наукам. Без изучения астрономии сложно ставить задачу освоения космоса, создания космических технологий,— подчеркивает доцент ТГПУ им. Л. Н. Толстого, кандидат
Больше полувека у нас действует планетарий, школьники приходят на экскурсии, студенты делают лабораторные работы. Есть телескопы, которые тоже используются в учебном процессе. Недавно в университете в рамках Всемирной недели космоса состоялась
На факультете математики, физики и информатики много лет существует
Ирина Скибинская.
Фото Сергея Шмуня.