Пятница 25 сентября

Учиться труду — учиться жизни

Назад

14 Октября 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

Этот девиз, размещенный в кабинете труда Дубовской школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, стал лейтмотивом всего образовательного процесса для особенных детей.

10 уроков труда в неделю

Недавно министр образования Ольга Васильева предложила вернуть в систему школьного образования работы по уборке помещений и приусадебных участков. Эксперты спорят. Одни говорят, что ребенок в школе должен сосредоточиться исключительно на получении знаний. Другие утверждают: чтобы вырастить гармоничную и созидательную личность, необходимо в том числе и трудовое воспитание.

В Дубовской школе-интернате, что в Узловском районе, споров нет. Учителя давно и точно знают: для их учеников учиться труду — значит учиться жизни.

— В нашей школе учатся ребята с легкой и умеренной формой умственной отсталости,— рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Лидия Михайловна Луданова.— У них нарушено логическое мышление, небогатый словарный запас, часто — бессвязная речь. Но порой руками они делают невероятные вещи! Труд не только воспитывает, но и обучает, формирует личность и даже лечит. Трудовая подготовка — один из методов коррекции, который мы применяем…

Ручной труд в Дубовской школе начинают преподавать с первого класса, правда, по новой программе, в этом возрасте заниматься им можно не больше одного урока в неделю. С третьего класса в образовательный процесс вводится вариативный компонент, и дополнительный академический час посвящают вновь трудовому обучению. Затем количество школьных уроков, где ребят учат работать руками, только увеличивается и к девятому классу достигает десяти часов в неделю. Еще пару лет назад в расписании было и вовсе 14 часов трудового обучения, но в связи с новыми СанПиНами, предписывающими обучать детей с ограниченными возможностями здоровья пять дней в неделю (а не шесть, как было раньше), пришлось сокращать.

В Дубовской школе — девять классов, а точнее параллелей, сейчас здесь обучаются 130 человек из разных районов Тульской области. Кроме узловчан, есть ученики из Веневского, Киреевского, Богородицкого, Плавского районов, Новомосковска. На днях пришло письмо о реорганизации Северо-Агеевской школы-интерната в Суворовском районе, в связи с чем оттуда в Дубовку будут переведены ученики.

Большинство школьников — дети из семей, среди учащихся только 19 сирот. Но в интернате проживает больше половины всех воспитанников. Кому-то просто далеко каждый день ездить домой, другим в школе, где обеспечивают пятиразовое питание, лучше, чем дома.

Вместо алгебры — математика

В этом году в Дубовской школе сразу два выпускных класса — 9 «А» и 9 «Б», в них 10 и 9 человек, больше не разрешают те же СанПиНы.

На уроке математики в одном из них разбирают десятичные дроби. Учитель Ольга Николаевна Пузанова вызывает к доске одного из учеников и просит умножить 216,518 на 100. Парень в нерешительности молчит и только спустя какое-то время с подсказки учителя переносит запятую на две цифры вправо. Разделить получившийся результат еще на сто — эта задача оказывается еще сложнее.

На уроке биологии в шестом классе ученики изучают окружающий мир. На парте у одного из пацанов — нарисованный фломастером плакат «БерИгите природу!», допущенную ошибку он сейчас же исправляет. На вопрос, что проходят школьники, учитель с 28-летним опытом работы в школе для особых детей Наталья Михайловна Коробкина отвечает даже с какой-то гордостью:

— Да мы все изучаем! Это сейчас — листочки, а в девятом классе у нас даже анатомия есть…

Все предметы, которые преподают в школе, связаны с повседневной жизнью. В учебном плане отсутствуют физика, химия, информатика, иностранный язык. Алгебра и геометрия объединены в общую «математику», которая носит сугубо прикладной характер — научить ребенка считать, в первую очередь — деньги.

— Все навыки, которые мы даем, нужны в повседневной жизни, как, например, умение совершать покупки — для этого и нужен счет,— объясняет замдиректора Л. М. Луданова.

В школе есть музыка и ритмика — потому что они помогают в развитии. Предмет «Биология» здесь называется «Мир природы и человека», «Русский язык» — «Письмо и развитие речи», «Литература» — «Чтение».

В классе коррекции проходят тренинговые занятия. Педагог-дефектолог и заместитель директора по воспитательной работе Ирина Александровна Жирякова надевает на руку куклу зайчика и от его имени рассказывает короткую историю. Нехитрый кукольный театр очень популярен у учеников: через персонаж многие из них могут раскрыться. Причем по тому, какую куклу выберет ребенок, можно понять, в каком состоянии он сейчас находится.

С этого года Дубовская школа перешла на обучение по образовательным стандартам нового поколения. Вот только учителя в классах работают по старым учебникам, потому что новых нет. Их ждали до последнего, но потом решили начинать учебный год с тем, что есть. В издательстве вроде бы говорили, что вот-вот напечатают необходимую партию, а сейчас учителя узнали, что новая литература должна еще быть утверждена в Минобрнауки, и раньше января ее ждать не стоит.

Главное — не потеряться

В одном из классов мы застали урок по штукатурке. Теоретический. Мастер Татьяна Ивановна Корчагина рассказывает восьмиклассникам об акустической, то есть шумопоглощающей штукатурке. Позже ребята будут практиковаться в ее нанесении. А нам с гордостью показывают стену, которую в классе оштукатурили ученики.

Малярно-штукатурные работы — одно из четырех направлений профессионально-трудового обучения, которое ученики могут выбрать в школе. Есть также слесарное, столярное и швейное дело.

Мастер Татьяна Викторовна Скрипкина успела похвалиться перед нами нарядной сорочкой, которую сшила одна из семиклассниц.

— А швы какие — вы только посмотрите! Все ровненькие, один к одному,— радуется педагог. На уроках ребята с удовольствием ремонтируют свою одежду, привозят что-то из дома.

В слесарном цехе стоит скрежет напильников. Мастер Алексей Ефимович Русин раздает задания шестиклассникам: из металлической заготовки нужно выточить молоток. Тут потребуется и физическая сила, и умение обращаться с инструментом, и уже определенный навык.

— Когда ребята впервые приходят ко мне, практически никто из них не умеет держать инструмент. Приятно видеть их прогресс, но самое главное, что после школы они поступают в техникумы или идут работать, и на предприятиях их умения ценят,— говорит А. Е. Русин.

По окончании школы выпускники сдают всего один экзамен — по профессионально-трудовому обучению. К маю учителя уже знают, кто из выпускников как продолжит свой путь: будет ли трудоустраиваться или пойдет в техникум.

— Для этих ребят главное — не потеряться в жизни,— считает Л. М. Луданова.— Поэтому для них умение трудиться жизненно необходимо. Пусть они порой не могут выразить свои мысли, но руки у многих — золотые…

Наши партнеры
Реклама