Воспитать автомобилиста

Назад

11 октября 2016 00:00

 0
Репортерский перекресток

Автор: Олег БОНДАРЬ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Учить правила дорожного движения и получать практические навыки вождения — хорошо. Но этого мало…

На грани пробуксовки

В Туле прошел третий этап чемпионата и Кубка области по автомобильному многоборью среди детей и подростков. В соревнованиях приняли участие представители учебных заведений профессионально-технического образования региона и те, кто занимается в секции при региональной федерации автоспорта. Возраст спортсменов — 12–17 лет.

— Чтобы стать участником автомногоборья, нужно представить медицинскую справку и письменное разрешение от родителей,— говорит представитель организаторов соревнований, президент Тульской региональной общественной организации «Федерация автомобильного спорта» Лев Гарин.— Затем пройти отборочный тур, на котором инструкторы проверят элементарную способность претендента управлять автомобилем. Если кто-то из участников демонстрирует неуверенное вождение или не полностью контролирует автомобиль, он к соревнованиям не допускается.

Автодром, в который на время превратилась центральная площадь города, усеян многочисленными фишками. С первого взгляда и не разберешь, по какой траектории следует ехать и что объезжать. Но вот у стартовой линии первый участник. Судья внимательно осматривает автомобиль и просит водителя включить фары. Затем, глядя на секундомер, громко считает до пяти и дает отмашку. Старенькая «Ока» резво стартует и, маневрируя между фишками, вырисовывает маршрут.

Спортсмен должен преодолеть две трассы: «классику» и «нестандарт». Классическая — состоит из аналогов фигур, которые входят в обязательную программу при сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения. Нестандартная — включает в себя упражнения, которые организаторы придумывают сами. Как правило, они связаны с резким маневрированием на скорости. Победителя определяют по времени прохождения трассы и по штрафным очкам. За одну ошибку отнимается секунда.

Каждый этап маршрута контролирует судья с двумя флажками. Если спортсмен выполняет фигуру правильно, рефери поднимает вверх зеленый флажок, неправильно — красный.

— Вот участник стартовал с пробуксовкой,— комментирует выступление одного из спортсменов Лев Гарин.— Нарушения нет, правилами характер старта не регламентируется. С точки зрения этого водителя, он выигрывает время, а с точки зрения физики — проигрывает. При пробуксовке большая часть энергии двигателя уходит впустую, не придавая машине желаемого ускорения. Ехать нужно на грани пробуксовки.

Уровень подготовки юных автомобилистов разный. Отметив еще несколько просчетов, специалист заключает:

— Главная ошибка ребят — неумение справляться с азартом, который их захлестывает. Они все время помнят, что это соревнование. А должно быть спокойное хладнокровное выполнение задания. Только таким способом можно достичь полноценного контроля над автомобилем и, соответственно, более высокого результата.

Был случай, когда ученик сумел настолько сконцентрироваться, что в общем заезде опередил инструкторов и преподавателей. Качество прохождения трассы при этом не пострадало. Но это случай единичный…

За ошибки на дорогах двойки не ставят

— Основная проблема в том, что детям негде тренироваться. У нас нет официальных автодромов,— продолжает Лев Валентинович.— В 90-е годы прошлого века финансирование детского автоспорта прекратилось, в результате сегодня на дорогах мы сталкиваемся с нездоровой ситуацией. Связь здесь просматривается самая прямая. Важно понимать, что детский автомобильный спорт — это не развлечение. Воспитывать нормальных участников дорожного движения нужно с детства. И не просто правила учить и с техникой знакомиться — необходимо формировать культуру поведения на дорогах. А занятия в детских автосекциях хорошо способствуют выработке комплекса необходимых для этого качеств: дисциплины, взаимовыручки и т. д. Ребята быстро взрослеют и превращаются в адекватных водителей. Здесь они не просто учатся рулить вправо-влево, а приобретают общий поведенческий опыт. Невозможно смотреть, как некоторые девушки за рулем разговаривают по телефону, отправляют СМС или красятся, а маленький ребенок в это время ползает по салону, несмотря на то, что рядом установлено детское автокресло. Правила они знают хорошо, но, тем не менее, сознательно их нарушают. То же самое можно сказать и о лихачах, которые не ездят по дороге, а мечутся из стороны в сторону, подрезая всех и вся.

За рулем с пеленок

Это взрослый взгляд на проблему. Самих же детей вряд ли посещают подобные мысли, когда они приходят в секцию. У них своя мотивация, свой интерес. Но это и нормально — всему свое время. А пока пусть и неосознанно, но они все же движутся к осмыслению тех моментов, о которых говорилось выше.

Екатерине Каревой 13 лет. В секцию при региональной федерации автоспорта пришла два года назад. Тогда ее знакомство с автомобилем заключалось в небольшом опыте вождения, полученном в раннем детстве, когда она сидела за рулем на руках у папы.

— У меня многое не получалось,— вспоминает Катя.— Но самостоятельно трогаться с места и проезжать несколько метров мне очень понравилось.

На нынешнем чемпионате выступление юной автомобилистки назвать успешным нельзя. Свои ошибки на трассе она объясняет недостаточной внимательностью и вспоминает похожую ситуацию:

— В прошлом году принимала участие во Всероссийских соревнованиях в Санкт-Петербурге. Я тогда сильно переволновалась и стала сбивать все фишки подряд. За это с соревнований меня сняли. Расстроилась сильно, даже плакала. Но прекращать занятия не собираюсь — чем я хуже других?

Ровеснику Кати Акиму повезло больше: он прошел обе трассы без ошибок.

— Люблю автоспорт с детства и занимаюсь им уже достаточно давно,— выглядывая из окна «Матиза», говорит Аким. 

Слышать подобное от тринадцатилетнего парня несколько странно. Наверняка преувеличивает… Все сомнения развеивает папа юного спортсмена:

— Аким впервые сел за руль в три года. И не просто сел, а поехал. Это был карт. В том же году сын принял участие в чемпионате России и занял третье место.

Позже Аким освоил также мотоцикл и квадроцикл. В планах — участие в больших соревнованиях и, конечно же, чемпионство.

— Могу с уверенностью сказать, что сегодня у нас в городе нет ни одного сооружения для занятий автомобильным спортом,— говорит Лев Гарин.— Наша федерация автоспорта заявляет об этом открыто и надеется, что в скором будущем у нас начнут появляться полноценные детские автомобильные секции. Они необходимы.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных