Душевные уроки

Назад

23 сентября 2016 00:00

 0
Наука/Образование

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» преподается в российских школах с 1 сентября 2012 года. Корреспонденты «Молодого коммунара» решили узнать, чему и как учат тульских детей на уроках ОРКСЭ.

Светская этика лидирует

Пять лет назад введение «Основ религиозных культур и светской этики» в школьную программу вызвало бурную дискуссию. Это вполне естественно: курс мировоззренческий, формирующий у детей представления о морали и нравственности, вере и религии. Многие сомневались, что он уместен в светской школе. Но больше всего родители опасались, что под аббревиатурой «ОРКСЭ» скрываются уроки богословия. Не все папы и мамы, даже если они глубоко верующие люди, были готовы к тому, чтобы их ребенок знакомился с основами религии на школьных занятиях.

Напомним, в ОРКСЭ включены 6 модулей: основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, а также основы светской этики и основы мировых религиозных культур. Родители вправе выбрать для своего ребенка любой из этих модулей. И это обстоятельство, кстати, тоже было поводом для споров: разумно ли разбивать класс «по конфессиям»? … А вдруг это будет провоцировать конфликты между детьми?

Жизнь все расставила по своим местам. Классы никто на группы не разбивает. И не только потому, что у тульских (как и у подавляющего большинства российских) школ нет возможности обеспечить для каждого ребенка свой модуль. Родители — а именно они принимают решение — предпочитают детей не разделять. Бывают, конечно, исключения, но о них позже.

В результате по данным прошлого учебного года в Туле лидирует «светская этика» — ее выбрали 59% учащихся 4-х классов. На втором месте — «православная культура», 25%. На третьем месте с 16% — «мировые религиозные культуры». Обучающиеся основам буддийской, иудейской и исламской культур в Туле отсутствуют.

— Думаю, такая же картина сохранится в этом году,— говорит заместитель начальника управления образования администрации г. Тулы Юлия Юдина.— Возможно, немного увеличится число ребят, изучающих «Основы православной культуры», об этом говорят результаты проведенного нами опроса…

Юлия Игоревна подчеркивает: в тульских школах стараются подходить к процессу выбора модуля максимально лояльно. На родителей не давят, вопрос решают большинством голосов. Популярность «светской этики» у туляков она считает вполне объяснимой тенденцией: этот модуль для своих детей часто выбирают не только люди, далекие от православной церкви, но и граждане, исповедующие другие религии и принадлежащие к иным конфессиям.

— Важно, что каждый из шести модулей ОРКСЭ предполагает знакомство с разными религиозными традициями, мы стараемся научить ребят уважать представителей других культур и мировоззрений,— подчеркивает Юлия Юдина.

И все-таки иногда возникают некоторые напряжения. В одной из еврейских семей сомневались, стоит ли пускать ребенка на экскурсию в православный храм, но, когда узнали, что акцент будет сделан на традициях русской архитектуры и иконописи, согласились. Возникают вопросы, касающиеся посещения уроков священнослужителями — Юлия Юдина объяснила, что это вполне законно, более того, существует соглашение между администрацией г. Тулы и Тульской епархией, в рамках которого могут проходить такие встречи.

— Конечно, сфера деликатная, поэтому обращаюсь к родителям: если у вас возникают вопросы, сомнения или претензии, касающиеся преподавания цикла ОРКСЭ, обратитесь к учителю или директору школы, приходите к нам в управление образования — будем обсуждать,— резюмирует Юлия Юдина.

Без когнитивного диссонанса

В школе № 55 10-го Центра образования действует только один модуль — «Основы православной культуры» (ОПК).

— Поначалу родители отнеслись к этому предмету осторожно — боялись, что это богословский курс, что священники будут приходить на каждый урок. А мы им объясняли, что духовная культура — часть культуры нашего народа, и ее должен знать каждый, кто живет на этой земле,— рассказывает директор 55-й школы Ольга Чернышева.— Был у нас один папа, которого не удалось переубедить,— что ж, его дочка не посещает этот предмет. А вообще курс ОПК детям нравится, и это не связано ни с конфессиональной, ни с национальной принадлежностью их семей. У нас есть азербайджанская девочка Алина Мехтиева — она стала одной из победительниц городского конкурса по ОПК…

Учительница начальных классов Елена Пироженко ведет урок ОПК у четвероклашек. Елена Назировна беседует с ребятами о творчестве и творцах и плавно переходит к ветхозаветной истории Сотворения мира. Вспоминаем аргументы противников ОРКСЭ: как в головах детей будут уживаться сразу две версии появления жизни на Земле — библейская и научная? Видим, что уживаются, причем вполне благополучно. Чистые души, абсолютно никакого когнитивного диссонанса…

Учительница читает притчу о мастере и карандаше. Дети рассказывают, как ее поняли. Одна из учениц рассуждает о том, что такое совесть: «Она помогает исправлять ошибки»…

Во всем виновата зависть

Модуль зареченской школы № 71 — «Основы светской этики». За него, предварительно изучив содержание и учебники всех шести направлений ОРКСЭ, проголосовали практически все родители. Только одна семья настаивала для ОПК для своего ребенка, для него сотрудники школы нашли альтернативу — хорошую воскресную школу поблизости.

В нашем импровизированном «круглом столе» принимают участие четыре преподавательницы основ светской этики и три школьницы — Катя, Лиза и Даша.

— На уроках основ светской этики мы изучаем традиции, узнаем, как правильно вести себя в обществе, как поступить в сложной ситуации, что такое права человека,— перечисляют девочки.— А вообще, это очень душевный урок. Мы рассуждаем, спорим, откровенно рассказываем о себе, узнаем друг о друге много нового…

— А сколько нового после уроков узнают о своих детях их родители! — улыбаются учителя.— Детям, оказывается, так важно говорить о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Мы с ними беседуем, а они буквально раскрываются на наших глазах, как бутончики цветов…

Преподаватели признаются, что часто на уроках дети рассказывают о самом сокровенном, о том, что не всегда говорят мамам и папам. Иногда описывают непростые ситуации — и учителя догадываются, что речь идет о членах их семей. И тогда перед ними встает дилемма. Ведь ученики хотят прямого ответа: это хорошо или это плохо, а лукавить нельзя — разве можно обмануть доверие детей? … Впрочем, о том, что на некоторые вопросы не так-то просто дать однозначный ответ, они понимают уже сейчас. Вердикт на тему «Дать списать однокласснику — добрый поступок или нет?» выносили целым классом, путем электронного голосования.

Нам рассказывают, как на одном из уроков ребята говорили о том, что такое зависть. И пришли к выводу, что вся несправедливость на нашей планете, все беды — из-за нее…

Интересно, какими они вырастут — такими же, как мы, или лучше? Увидим через 10–15 лет.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных