Четверг 24 сентября

Маркетинговые игры

Назад

23 Сентября 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: politdengi.com

Акции, бонусы, рассрочки — магазины используют все возможные средства, чтобы привлечь покупателей. Мы, конечно, люди грамотные и все понимаем. Однако, увидев заветное слово «скидка», послушно достаем кошельки, веря, что нам улыбнулась удача.

1,5 миллиона, но вчера. Или лимонад, но сегодня

Магазинные акции часто создают покупательский ажиотаж вокруг товаров, мимо которых в другой день люди прошли бы, даже не обратив на них внимание. Застоявшееся на полке непопулярное моющее средство для посуды, если его продавать «два по цене одного», разлетается за несколько часов. Дорогое вино охотнее покупают, если сделать на него скидку хотя бы десять рублей. Все эти маркетинговые игры, цель которых — продать любой ценой, абсолютно законны. Поэтому потребителям надо быть бдительными и не поддаваться искушению приобрести что-нибудь ненужное только потому, что оно подешевело.

В начале сентября Николай Ф. купил аж четыре большие бутылки лимонада вместо одной — из-за информации об акции, размещенной на этикетке. Под крышкой на каждой такой бутылке был напечатан промо-код, который предлагалось зарегистрировать на сайте компании и отправить СМС на определенный номер. В ответ покупатель должен был получить виртуальный билет с правом участия в розыгрыше. На этикетке даже указывалась максимальная сумма возможного выигрыша — 1,5 млн рублей!

А вот о том, что лимонадная акция стартовала 1 июня и завершилась 31 августа, Николай узнал уже после того, как пришел домой, переписал промо-коды с крышек и попытался их зарегистрировать на сайте. Мужчина возмутился и обратился с жалобой в Роспотребнадзор по Тульской области.

— Законодательство в сфере защиты прав потребителей и технические регламенты устанавливают объем необходимой информации, которая должна быть размещена на товаре. Прежде всего — сведения, обеспечивающие возможность правильно выбрать покупку. Для пищевой продукции это еще и срок годности,— комментирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Ольга Елистратова.— На бутылках с лимонадом, которые купил Николай, обязательная информация присутствовала, срок годности не истек. Информация об условиях акции обязательной не считается, это маркетинговый ход. А все события, касающиеся участия граждан в различного рода конкурсах, маркетинговых акциях с призами и выигрышами и возникающие при этом отношения нормами законодательства в сфере защиты прав потребителей не регулируются…

Бабушка и курица

Не смогли сотрудники Роспотребнадзора помочь и пенсионерке Валентине Андреевне. Женщина решила купить в супермаркете тушку цыпленка по акции, за 80 рублей. К сожалению, она не прочитала условия акции: эта цена предлагалась тому, кто готов приобрести в магазине какой-либо еще товар на сумму не менее 200 рублей. Об этом бабушке сообщили на кассе. Но Валентина Андреевна хотела только курицу за 80 рублей и больше ничего… История едва не закончилась скандалом.

— В этой ситуации магазин прав, поскольку довел до покупателя условия приобретения товара. Российское законодательство не запрещает предприятиям розничной торговли проводить акции, стимулирующие продажи,— подчеркивает Ольга Васильевна.— А у потребителя всегда есть выбор: принимать в них участие и покупать товар по сниженной цене — либо не принимать и покупать по обычной, розничной…

При этом, напоминает Ольга Елистратова, на все, что продается по акции, со скидкой и т. д., распространяются обычные правила торговли: товар ненадлежащего качества магазин должен принять обратно, также вы имеете право вернуть вещь (непродовольственный товар), если она не подошла вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Отдельная ситуация — когда речь идет об уценке товара. Допустим, вы увидели в магазине пальто с разорванной подкладкой, платье с пятном, джемпер с затяжкой и т. п., продающиеся за символическую плату. Продавец указал вам на брак, вы согласились приобрести некачественный товар, то есть вы согласились с условиями продажи. После этого сдать обратно в магазин вещь по причине ее ненадлежащего качества не удастся.

Суета вокруг дивана

Александр Петрович купил диван в кредит, в течение четырех месяцев регулярно его погашал согласно договору. Но потом в его семье начались финансовые трудности: он потерял работу, жена серьезно заболела. Деньги кончились, гасить кредит стало нечем.

— Если в связи со сложными жизненными обстоятельствами у вас появилась задолженность по кредиту, попробуйте обратиться в банк с письменным заявлением о предоставлении кредитных каникул и реструктуризации долга,— рекомендует Ольга Елистратова.— В подобного рода ситуации банк может пойти навстречу клиенту…

А вообще специалисты отдела защиты прав потребителей советуют серьезно подумать, прежде чем покупать товар в кредит — вы уверены, что сможете его погашать вовремя?

То же самое с приобретением товара в рассрочку. Оформляя покупку, прежде всего внимательно прочитайте договор: в нем должны быть указаны цена вещи, порядок, сроки и размеры платежей. И помните: не внесете нужную сумму в срок — продавец имеет право забрать у вас товар, за исключением случая, когда вы оплатили больше половины его стоимости.

Вы спрашивали

И. А. Калмыкова:

— Здравствуйте! Не первый год пользуюсь сезонными скидками для того, чтобы приобрести одежду и обувь на следующий год: в конце лета покупаю легкие туфли и босоножки. Весной — зимние сапоги и теплые куртки. Это очень удобно. Но меня волнует вот какой вопрос. Гарантийный срок таких товаров начинает действовать с начала сезона. К следующему году гарантия может кончиться — вдруг я надену новые сапоги следующей зимой, а они развалятся?

— Сроки наступления сезонов для исчисления гарантии для подобного рода товаров устанавливаются в каждом из субъектов РФ. В Тульской области срок для товаров зимнего ассортимента — с 1 ноября по 14 марта; весеннего — с 15 марта по 14 мая; летнего — с 15 мая по 31 августа; осеннего — с 1 сентября по 31 октября,— комментирует главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Людмила Богатых.— Это удобно, если вы покупаете, например, теплые сапоги накануне наступления зимнего сезона. Но в последние годы многие приобретают нужные вещи в период распродаж. Как быть, если вы купили зимнюю обувь 10 марта? Договоритесь с продавцом и придите еще раз в магазин, скажем, 15 марта, после окончания зимнего сезона. Покажите сапоги — пусть убедится, что вы их ни разу не надевали,— и попросите соответствующую дату указать в товарном чеке. Тогда гарантийный срок для вас наступит только через 8 месяцев. Как правило, в солидных магазинах, заботящихся о своей репутации, такую услугу потребителю предоставляют без проблем… 

Наши партнеры
Реклама