Мечта о тульском Лувре

Назад

20 сентября 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

В Доме Дворянского собрания открылась выставка живописи Андрея Чукина.

Андрей Чукин известен не только как талантливый и самобытный автор, но и как профессиональный копиист шедевров мировой живописи. С 2002 года он регулярно работает в известнейших музеях Италии и Франции и привозит из творческих командировок копии полотен Ван Дейка, Рембрандта, Тициана, Вермеера, Веронезе.

На выставке, открывшейся на днях в Доме Дворянского собрания, Андрей представил несколько работ последних лет, в том числе четыре копии: «Венера с Амуром и Сатир» Корреджо, «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (оба оригинала хранятся в Лувре), «Казнь Святой Жюстины» Веронезе, а также копия фрески Джотто на сюжет «Несение креста» из капеллы Скровеньи в Падуе.

Мастерство, с которым тульский художник воссоздает индивидуальную манеру письма мастеров итальянского Возрождения, поражает. Впрочем, если быть более точным, его работы — не вполне копирование, скорее — копирование-реконструкция. Дело в том, что со временем некоторые краски темнеют. Андрей в своих работах пытается «открыть» состарившиеся цвета, и делает он это предельно деликатно. Так, например, произошло с полотном Корреджо: фрагмент лужайки в нижнем левом углу когда-то был зеленым, но в период Возрождения художники использовали растительные пигменты, которые со временем коричневеют. Андрей вернул лужайке Корреджо зеленый цвет. Живописная копия фрески Джотто — также реконструкция, автор восстановил утраченные фрагменты и первоначальную сочность красок.

Получить разрешение работать над копиями шедевров в самых известных музеях мира непросто. Когда Андрей впервые в начале 2000-х стал оформлять документы и писать запросы, не до конца верил, что у него получится. Сейчас он это делает регулярно и вполне успешно. Название работы, с которой хотел бы сделать копию, указывает в запросе заранее, плюс еще несколько вариантов на тот случай, если выбранное им полотно отправят на реставрацию или на выставку.

— Как я выбираю работы? Даже не могу объяснить. Просто в какой-то момент чувствую: нужно работать именно над этой,— признается Андрей.— Иногда мотивом становится отсутствие картин какого-либо художника в музеях нашей страны. Например, Корреджо: у нас в Эрмитаже хранится только одно его полотно — портрет. И Рафаэль в Эрмитаже представлен всего двумя маленькими работами…

Над копией Корреджо Андрей работал в Лувре около трех месяцев. Работал интенсивно, напряженно и не в самых комфортных условиях: мимо художника постоянно проходили толпы туристов, и едва ли не каждый второй пытался заговорить и сделать вместе с ним селфи.

А вот в капелле Скровеньи Андрею предоставили возможность, о которой художник может только мечтать. Гениальные фрески Джотто стараются тщательно оберегать, туристов пускают в определенное время и маленькими партиями. Поэтому Андрей работал спокойно, часто — в полном одиночестве… К слову, он планирует не ограничиваться одной копией Джотто и создать целую серию из капеллы Скровеньи.

За 14 лет Андрей Чукин выполнил около 20 копий, и останавливаться на этом он не планирует. У него уже есть договоренность о работе в Сан-Себастьяно (Венеция) — там прекрасный Веронезе: фрески, алтарные образы… В Лувре ему хотелось бы сделать копии полотен Тициана и Перуджино. А еще он мечтает открыть в Туле музей, в котором были бы представлены точные копии шедевров великих мастеров. Для тех, кто никогда не бывал в Лувре или в капелле Скровеньи, но мечтает прикоснуться к мировому художественному наследию.


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных