Пятница 25 сентября

Вывесочные живописцы

Назад

19 Августа 2016 00:00

 0
Город Т.

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ и из архивов М. Тенцера и А. Домбровского

Фасады тульских домов, в том числе и старинных, «убиты» разнокалиберными и аляповатыми вывесками. Магазины, кафе, рестораны рекламируют себя и имеют на это полное право — другое дело, как они это делают.

О культуре вывесок «Молодой коммунар» беседует с художником-дизайнером Тульского историко-архитектурного музея Алексеем Домбровским

Ни слепым, ни зрячим

В 2015 году проект ТИАМа «Право на город» выиграл грант в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире». Авторы проекта пытаются создать целостный образ квартала, где расположены три здания музея: Дом Пальцова (пр. Ленина, 31), Старая тульская аптека (пр. Ленина, 27), Дом Крафта (пр. Ленина, 25). Этот фрагмент исторического центра Тулы — наглядный пример того, как вывесочный хаос побеждает красоту и индивидуальность старинной архитектуры. На средства гранта член Союза дизайнеров России и Международной ассоциации AGI Юрий Сурков разрабатывает архитектурно-художественную концепцию размещения информационных конструкций для «музейного квартала». Речь идет, в том числе, о кодификации правил для размещения «наружки» на исторических фасадах. Но прежде чем приступать к разработке концепции, необходимо было изучить шрифтовую культуру Тулы конца XIX — начала ХХ века — важно, чтобы новый дизайн-код для нашего города создавался на основе местных исторических традиций. Этими исследованиями занимался Алексей Домбровский.

— Изучая старые фотографии, картины, книги, архивные документы, я пришел к выводу, что особенной тульской специфики в том, что касается вывесок, не было,— рассказывает Алексей.— И достоинства, и недостатки — фактически те же, что и в других русских городах…

Первые вывески в России стали появляться еще в XVIII веке — во времена Елизаветы Петровны. Они портили виды Санкт-Петербурга, и императрица запретила торговцам открывать лавки в центре города. А Екатерине II пришлось вернуть их обратно: нужно было пополнять казну за счет налогов… С середины XIX века в России началось бурное развитие городов. С издержками торговой экспансии в те времена бороться было не менее трудно, чем сегодня. Алексей Домбровский пересказывает бытовую зарисовку из книги Бахтиарова, изданной в1888 году. К вывесочному живописцу (так тогда называли изготовителей уличной рекламы) пришел купец и рассказал о намерении открыть лавку для продажи овощей и фруктов. Помещение большое, в 10 окон, так что вывеску он хотел большую, «чтобы даже слепой увидел». Мастер обещал написать текст буквами высотой в аршин (71 см). Заказ выгодный: вывесочные живописцы брали за работу из расчета 5 рублей за квадратный аршин — деньги по тем временам немалые. И «живописец», и клиент остались довольны друг другом, однако город эта вывеска вряд ли украсила.

Важна соразмерность, соответствие пропорциям архитектуры здания, а также — человеческому восприятию, разъясняет Домбровский. Подобного рода вывеску — с огромными буквами и пробелами между ними — никто не прочитает, ни слепой, ни зрячий, даже если перейдет на другую сторону улицы. У нас в Туле такого же типа вывески можно было увидеть на магазинах на Красноармейском проспекте и проспекте Ленина, торгующих белорусской мебелью. К счастью, недавно их убрали…

Куда уехали «Меха»

В XIX веке вывески делали, что называется, на века — из листового кровельного железа, оцинкованного, либо несколько раз прокрашенного. Сзади набивали подрамник, спереди багет — для жесткости. Крепили на крюки, двумя рядами вбитые в стену, да еще проволокой для надежности прикручивали.

Сегодня, когда за один год у одного и того же помещения могут смениться несколько собственников или арендаторов, вывески «на века» неактуальны. Производство дорогое, монтаж и демонтаж — тоже. Неудивительно, что на многих тульских домах годами остаются висеть таблички уже не существующих магазинов и заведений.

На стене дома Пальцова, например, остались вывески «Меха» и «DVD», хотя мехами и дисками здесь давно никто не торгует. А что происходит с торговыми центрами! Фасады завешены разноцветными разноформатными и разноцветными вывесками, едва ли не половина из которых устарела. А те, что еще не устарели, все равно не работают — теряются в массе.

Сегодня в Туле все чаще появляются вывески, изготовленные по технологии баннеров: текст с картинкой печатаются на ткани. Дешево и сердито. А вот выглядит неважно…

«Изюм» с перебором

Смотришь на старые снимки — и восхищаешься тем, насколько гармонично выглядят улицы дореволюционной Тулы. Это эффект монохромного фото: в реальности все выглядело по-другому, не так изысканно. Цветовая гамма — отдельная тема. Современная Тула — это неприятное смешение бьющих в глаза красок. Агрессивные корпоративные цвета конкурируют друг с другом, а их жертвами становимся мы, горожане…

Алексей Домбровский обращает внимание на еще одно важное обстоятельство — отсутствие шрифтовой культуры у многих современных «вывесочных живописцев». Шрифт очень важен, в нем присутствует некий стилистический смысл, который подсознательно считывает человек. Каждый из шрифтов вызывает цепь ассоциаций, и этим надо очень умело пользоваться. У нас любят стилизацию, хотя редко используют ее грамотно. Прежняя вывеска «Старая тульская аптека» была написана старорусскими буквами — это странно, тем более что аптеку до революции держали немцы Белявский и Адерман… Или ресторан «Изюм» — шрифт стилизован под ориентальный, но с таким перебором, что получается настоящий кич…

Мы вспоминаем, как выглядела советская уличная реклама. Магазинов, тем более кафе и ресторанов тогда было мало, и дислокацию свою они меняли редко. Так что вывесками типа «Мясо. Рыба. Молоко» можно было любоваться годами, а то и десятилетиями. Они были непритязательными, но с профессиональной точки зрения не безграмотными, так как утверждались специалистами — архитекторами. Алексей Домбровский сожалеет, что сегодня такой практики не существует.

— В Доме Крафта недавно открылось кафе. Прямо на наших глазах рабочий устанавливает на стене вывеску «Вьетнамская кухня» и размещает ее прямо по декоративному фризу,— рассказывает Алексей.— И ничего сделать нельзя — официальное разрешение есть. Такое сейчас законодательство…

Вывески, закрывающие декор фасадов и уродующие архитектуру здания,— настоящая беда. Создатели старинных домов уже ничего не скажут, но современные архитекторы тоже почему-то молчат, а ведь это сводит на нет их работу.

В 1909 году в России состоялся съезд зодчих, на котором, в том числе, обсуждалась и проблема уличной рекламы. Специалисты планировали разработать комплекс универсальных правил, которым должны были следовать изготовители вывесок. Не успели: после 1917 года было не до этого…

В Москве уже действует дизайн-код для уличной рекламы — его разработала студия Артемия Лебедева. В Санкт-Петербурге экспериментируют: рисуют названия магазинов и ресторанов прямо на стенах зданий. Получается стильно, оригинально, недорого — и никакого ущерба для архитектуры. Пора менять ситуацию с вывесками и в Туле — иначе наш город может навсегда потерять индивидуальность…

Наши партнеры
Реклама