Четверг 24 сентября

Ликвидация

Назад

29 Июля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: moskva.novosel.ru

Автомобиль Анны О. серьезно пострадал в ДТП. Женщина обратилась в одну из тульских авторемонтных фирм, заранее оплатила работу и стоимость запчастей. Прошло более полугода: машина по-прежнему не отремонтирована, деньги никто не собирается возвращать.

А еще аккумулятор пропал…

«Шевроле» Анны отправился в мастерскую «N» в середине сентября. В тот же день его хозяйка сделала предоплату за ремонт кузова — 35 500 рублей. А всего за ремонт и запчасти для него пришлось заплатить более 130 000 рублей. Несколько месяцев женщина тщетно пыталась заставить нерадивых мастеров хотя бы приступить к работе. Те клятвенно обещали — но обещания свои не выполняли. В апреле у Анны кончилось терпение, она объявила, что хочет расторгнуть договор и перегнать автомобиль в другую авторемонтную мастерскую, расположенную по соседству. И тут выяснилось, что в «Шевроле» почему-то нет аккумулятора. Пришлось вызывать эвакуатор….

Фирма-соседка оказалась вполне добросовестной и автомобиль отремонтировала. А вот мастерская «N» даже не подумала вернуть женщине деньги, которые та заплатила за так и не сделанную работу. Возмущенная Анна вынуждена была обратиться в суд.

Как сообщает пресс-служба Управления судебного департамента Тульской области, дело Анны О. рассматривалось в Центральном суде. Он постановил взыскать с мастерской все деньги, которые женщина заплатила за ремонт (130 500 рублей), компенсацию морального вреда — 3000 рублей, назначил штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя — 65 250 рублей и судебные расходы по оказанию юридической помощи — 3000 рублей. Всего — около 200 000 рублей.

Мы не указываем точного названия фирмы, так как в настоящее время на нее уже подано шесть исков в суд, два из которых она проиграла.

— Жалобы на это предприятие, занимающееся ремонтом автомобилей и поставкой запчастей к ним, в последнее время к нам поступают регулярно,— рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.— 21 письменное обращение и еще больше устных. Претензии одни и те же: фирма работает в режиме предоплаты — и за ремонт, и за запчасти, однако обязательства хронически не выполняет: просрочка достигает нескольких месяцев. Деньги при этом тоже отказывается возвращать….

По жалобам потребителей сотрудники Роспотребнадзора несколько раз проводили проверки мастерской, хотя это было непросто. Вместо директора или другого обладающего полномочиями должностного лица, без которых проверка невозможна, они обычно обнаруживали на месте только милую девушку: «Я ничего не знаю и вообще здесь не работаю». Тем не менее фирму удалось «поймать» на нарушениях: в частности, при составлении договора с клиентами она не всегда указывала ни срок его исполнения, ни точную стоимость используемых запчастей.

Юрлицо новое, название старое

К сожалению, в данном случае сотрудники управления Роспотребнадзора не могут напрямую помочь потребителям вернуть деньги: в соответствии с российским законодательством все имущественные вопросы решаются через суд. Однако они вправе дать заключение с целью защиты прав потребителя. На что могут рассчитывать возмущенные клиенты мастерской, если их иски в суд будут удовлетворены? Возврат всех уплаченных денег, компенсация за просрочку (0,5% от стоимости заплаченной суммы в день), компенсация морального вреда (размер назначает суд), а также штраф за отказ добровольно выполнить законные требования потребителя.

Перспективы у подобного рода исков очень хорошие. А вот о перспективах горе-автомастерской такого не скажешь. Управление намерено добиваться ликвидации этого предприятия. Как правило, процедура ликвидации проводится через суд: Роспотребнадзор может ее требовать за неоднократное — более двух раз — или грубое (повлекшее смерть или ущерб здоровью человека) нарушение прав потребителей. Но в данном случае, возможно, сработает принцип преюдиции: суд, удовлетворяющий иски граждан, фактически устанавливает, что нарушения были, и этого вполне достаточно, чтобы «закрыть» фирму.

Ликвидация — жесткая мера, но иногда без нее не обойтись. Как, например, в случае с фирмой «Мебельград». Этой тульской компании, на которую два года жаловались клиенты (мебель в срок не привозит, деньги не возвращает), больше нет. А вот одну из фирм, занимающуюся комиссионной торговлей сотовыми телефонами, Роспотребнадзор ликвидировал через суд аж четыре раза. А она продолжает работать — только уже зарегистрирована в Москве и с другим юрлицом.

— Каждый раз после ликвидации фирма всплывает с новым юрлицом, при этом ее магазин работает под тем же названием,— подчеркивает Надежда Андрианова.— И по-прежнему с нарушениями. По правилам комиссионной торговли, продавец обязан письменно уведомить о степени износа и дефектах товара — в этом магазине, разумеется, об этом «забывали». Однако и наших потребителей есть в чем упрекнуть: если вы видите в продаже якобы новый айфон по цене 15–20 тысяч рублей и знаете, что его средняя стоимость 40 тысяч, то стоит ли удивляться, что он перестает работать на следующий день. У этого магазина ноу-хау: когда покупатель приносит обратно некачественную вещь, продавцы ее берут — будто бы отправляют в сервисный центр на ремонт — и обещают отдать деньги после того, как ее купит кто-то еще. Действительно ли телефон ремонтируют или он тут же возвращается на прилавок ждать очередного доверчивого покупателя, остается только догадываться…

Пять чайников и два комбайна

Ольга Аносова:

— Отдала в химчистку дубленку — на ней не было никаких пятен, просто хотелось освежить. Когда ее возвращали, увидела у воротника странные белые разводы. Обратила внимание приемщицы, а она говорит, что я дубленку с этими разводами принесла и убрать их не удалось. Что делать?

— Если вещь, которую вы принесли в химчистку, имеет какие-либо дефекты, например разводы, приемщица должна это указать в квитанции. И обязательно — ее стоимость,— комментирует Надежда Андрианова.— В квитанции этого нет? Значит, ответственность несет фирма, предоставляющая бытовые услуги. За некачественно оказанную услугу вы имеете право требовать уменьшить размер оплаты, а если вещь испорчена — возместить ее стоимость. Или безвозмездно изготовить другую из аналогичного материала — это в основном касается пошивочных ателье…

* * *

Нина Антоновна:

— По моей просьбе знакомые оцифровали старые семейные фото с дорогими, уже ушедшими из жизни людьми. Флешку со снимками отдала в фотоателье, чтобы их распечатали, а ее потеряли. Самое обидное, что восстановить эти снимки другим способом я не могу. В ателье мне готовы вернуть стоимость флешки, но разве это компенсирует то, что я потеряла? …

— Конечно нет. И вы в данном случае можете попробовать добиться компенсации морального вреда, особенно если попробуете доказать, насколько серьезна для вас эта потеря, как вы ее переживаете,— с медицинскими справками, с чеками из аптеки. Есть и другой путь: попытаться решить проблему в досудебном порядке с главным менеджером или владельцем фотоателье,— советует Надежда Алексеевна.— В ситуации, похожей на вашу, директор фирмы извинился перед женщиной и добровольно выплатил ей сумму, которую она сочла достаточной…

* * *

В. В. Фомичева:

— У меня был юбилей, собралось много гостей. А потом среди подарков я обнаружила пять электрочайников и два кухонных комбайна. Все с упаковками и чеками. Решила сдать ненужное обратно в магазины, тем более что со дня покупки времени прошло не много. А их брать отказываются!

— Вы, видимо, решили поступить, как персонажи западных фильмов: известно, что в некоторых странах возврат подарков, которые по каким-либо причинам не подошли или просто не понравились,— обычное дело. По российскому законодательству, технически сложный товар надлежащего качества — а бытовая техника относится именно к этой категории — возврату не подлежит…

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Наши партнеры
Реклама