Из тени в свет

Назад

26 июля 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

В фондах Тульского областного художественного музея хранится более 20 тысяч экспонатов. Из них ежегодно демонстрируется менее 10%.

Картины — рядами, графика — стопками

В 2014 году, например, экспонировались 7,3% единиц хранения ТОХМ. На самом деле, это не так уж и мало: в мировой музейной практике 5–10% считаются нормой. Безусловно, ни один музей не в состоянии сразу показать все, что имеет,— площади ограничены. Ряд предметов демонстрируется в постоянной экспозиции музея и его филиалов, другие путешествуют по выставкам в родном городе и других регионах и странах. Но кое-что десятилетиями остается храниться в фондах. По разным причинам. В постоянную экспозицию, как правило, входят наиболее яркие и характерные работы того или иного автора, остальные широкий зритель может так и не увидеть. Еще одна важная причина: для того, чтобы музейный предмет получил право «выйти в свет», его необходимо привести в экспозиционное состояние (например, натянуть холст на качественный подрамник, сделать для него подходящую раму и т. д. ), а это иногда обходится в несколько тысяч рублей. Если же речь идет о серьезной реставрации, то дебют обойдется еще дороже…

Большая часть фондов художественного музея хранится в основном здании. Корреспонденты «Молодого коммунара» побывали в помещении на втором этаже, отданном под живопись и графику.

— Здесь около трех тысяч единиц хранения живописи и более пяти тысяч — графики. Еще 1270 живописных работ размещены в выставочном зале,— рассказывает главный хранитель ТОХП Галина Ересько.

В помещении душновато и довольно темно: здесь поддерживается оптимальный температурно-влажностный режим, плотно закрыты шторы. Нам демонстрируют стеллаж с иконами: пазы для досок проложены байкой, каждая из икон укутана в мягкую ткань, оберегающую экспонат от механических повреждений. Графические листы, прикрытые пергаментной бумагой, стопками лежат в больших выдвижных ящиках. Картины стоят рядами на стеллажах.

Из-за недостатка площадей мы вынуждены их сортировать по формату,— объясняет Галина Дмитриевна.— Хотя, конечно, хотели бы располагать картины в хронологическом порядке, по стилям, по авторам. Что же касается графики, то существует современное оборудование — модули с выдвижными ящиками — облегчающее поиск нужной работы. У нас такого нет, мы только мечтаем его приобрести…

Заплачено 1849 J

В фондах можно увидеть много любопытного. На стене — абстрактная картина в черно-белых тонах. Оказывается, ее автор — Никас Сафронов, более известный как автор гламурных парадных портретов. На одном из стеллажей размещены две необычные работы, «собранные» из крашеных железок. Это Андрей Дюков — его выставка проходила в нашем городе не так давно. Хранятся здесь и полотна современных тульских художников. Галина Дмитриевна показывает одну из последних живописных работ Юрия Честникова — очень красивый женский портрет. Кажется, она еще нигде не демонстрировалась, так что мы — одни из первых ее зрителей.

Вместе с заведующей филиалом «ТОХМ» Тульского музейного объединения Людмилой Черезовой и Галиной Ересько изучаем два небольших живописных пейзажа, выполненных не на холстах, а на досках. Совсем недавно они были приведены в порядок и облачены в рамы, но окончательно еще не атрибутированы. Предположительно — Голландия, XVII век. Художник неизвестен. На оборотной стороне читаем загадочную надпись: «Заплачено 1849 J». Что это значит? Сотрудники музея говорят, что в фонды ТОХМ эти работы попали из частной коллекции.

Просим показать крупноформатные работы. Нас подводят к секции у окна. Огромные картины закрыты тканью. Приподнимаем краешек — и видим чью-то огромную ногу. Это «Ленин на субботнике». 1960 год. Автор — Николай Сысоев. 2,5×2 метра. Картина чуть поменьше — «Главы партии и правительства на строительстве Волго-Дона». Для того чтобы полюбоваться грандиозными полотнами, нужна помощь дюжих рабочих со стремянками. К счастью, никого не пришлось беспокоить: оба полотна сфотографированы и существуют в электронной версии. Сотрудники музея постепенно оцифровывают свои экспонаты и размещают в единой электронной базе Российского государственного музейного фонда. Сегодня здесь уже хранится боле 2000 тульских раритетов.

У стены обнаруживаем старинный шкафчик с предметами, выполненными в технике «резьба по кости» холмогорскими мастерами. Есть невероятной красоты ларцы и иконы XIX века, но есть и работы современных художников. Странно видеть резную кость среди живописи и графики, но для Холмогор сделали исключение…

Тотальные сверки

Как ориентируются музейщики в этом обилии предметов? У каждого — свой номер, ему соответствует номер места на полке. На стеллажах висят листы с перечнями экспонатов. На выдвижных полках с графикой — карточки с именами авторов работ в алфавитном порядке. И все же человек — не компьютер, да и компьютер иногда ошибается. Поэтому в музейных фондах регулярно проводятся тотальные сверки.

Существует еще одно обстоятельство, о котором знают все музейные хранители: иногда работа не находится там, где она должна быть, просто потому, что… не хочет показываться сразу. Музейные фонды — место, где мистика дело обычное.

— В таких случаях я уже знаю, как себя вести,— улыбается Галина Ересько.— Если в первый момент не могу работу обнаружить, через некоторое время подойду с другой стороны, потом еще раз — и в конце концов обязательно ее нахожу: тут как тут, ждет, когда ее увидят…

О ближайших выставочных проектах Тульского областного художественного музея рассказывает Людмила Черезова:

— На днях мы отправили на юбилейную выставку в Третьяковскую галерею картину Ивана Айвазовского «Сигнал бури». В сентябре «Портрет Саввы Морозова» и «Деревня Хотьково» Валентина Серова поедут на выставку в ГИМ, которая готовится при участии Музея-усадьбы «Абрамцево». В настоящее время работаем над очень интересным обменным проектом с Калужским художественным музеем: они нам дадут для выставки несколько работ Ярошенко, а мы им — три работы Коровина.

В следующем году запланирована вторая выставка русского авангарда в Еврейском культурном центре в Москве, на этот раз в экспозицию войдут 14 работ из фондов нашего музея. А картину Дейнеки «Бег» у нас попросили на выставку в Англии…

В настоящее время мы задумали еще один необычный международный проект. Известно, что существуют три авторские версии картины «Адам и Ева» итальянского художника Доменико Фетти: первая хранится в нашем музее, вторая — в Лувре, третья — в Лондоне. Было бы интересно показать их вместе…

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных