Воскресенье 27 сентября

Эксклюзив и инклюзив

Назад

08 Июля 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ

Фото: автора

В Ясной Поляне прошел VII Международный фестиваль искусств «Сад гениев». Одним из заметных его событий стала премьера в Тульской области проекта фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» — спектакля, в котором наравне с обычными актерами участвуют люди с особенностями развития.

Нынешний фестиваль был последним, но организаторы отмечают, что это не связано ни с финансами, ни с политикой. Проект просто логически завершен, но творческая жизнь на родине Льва Толстого не прерывается, а лишь переходит в новое качество — новый фестиваль в усадьбе великого писателя пройдет уже в сентябре этого года и будет приурочен ко дню рождения Льва Николаевича.

Программа финального «Сада гениев», как и в предыдущие годы, получилась разнообразной, а каждое мероприятие находило своего зрителя: будь то концерт старинной музыки, лекции театроведов и литературных критиков или спектакли на разных языках.

В минувший вторник в Доме культуры Ясной Поляны показали необычный вариант чеховской «Чайки» — спектакль, а точнее, как говорят его создатели, эскиз к постановке, исследующей возможности совместного участия профессиональных и непрофессиональных актеров с ограниченными возможностями — сенсорными, ментальными и физическими.

На сцене — парень с так называемым мозаичным сознанием — это особенности психики, молодой человек с протезами ног и рук, слепоглухая женщина. Необычные актеры все действие находятся на сцене, они включены в процесс на протяжении всего эскиза. Это общее напряжение для персонажей и зрителей, хотя спектакль длится всего чуть больше получаса.

Эскиз «Чайка. Фрагменты» создан как проект благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и курируется актером и преподавателем школы-студии МХАТ Дмитрием Брусникиным. В Туле постановку представляла режиссер Ольга Прихудайлова, для которой это был первый опыт общения с особенными актерами.

— Нам предложили поучаствовать в проекте и дали актеров, то есть у нас был кастинг, на котором мы выбрали ребят,— рассказывает режиссер.— Раскачиваться и раздумывать не было времени. Мы засучили рукава и стали работать, не делая скидок на какие-то особенности наших новых актеров. Работа занимала не больше времени, чем с обычными артистами: то время, что уходило на перевод речи нашей слепоглухой Ирочке, обычные актеры тратили на понимание и осознание своей задачи. Дело в том, что каждый из этих людей пришел к нам со своей историей, и наша задача — дотянуть их натурализм до искусства. С профессиональными актерами наоборот: их надо дотянуть до натурализма…

Через два месяца получился получасовой спектакль — именно такая задача по хронометражу была поставлена режиссеру. Очень скоро новая «Чайка» начала жить своей жизнью: буквально в каждом спектакле рождаются новые сцены, а продолжительность сценического действа увеличилась до сорока минут. Есть даже идея сделать полноценный спектакль, но на этот счет пока окончательно не определились.

Актриса Ольга Лапшина («Изгнание»), исполняющая в спектакле роль Аркадиной, считает лаконичный вариант «Чайки» законченным. Тем более таким спектакль уже увидели на нескольких театральных фестивалях, он получил хорошие отзывы зрителей и критики.

— Наш эскиз на фестивале в Мелихове назвали «Чайкой» для гурманов — потому что раньше такого не видели и не могли даже думать, что такое может быть. Люди выходили в сильном моральном потрясении, но оно было приятным,— говорит актриса.

На одном из фестивалей «Чайка» получила первый приз как эксклюзивная постановка в жанре инклюзии. Эксклюзивность ее, по словам режиссера, заключается в перевороте, который происходит в сознании зрителей.

— Большинство людей приходят к нам с чувством жалости к актерам: ах они, голубчики, надо бы их похвалить,— продолжает О. Прихудайлова.— Но уже с середины спектакля люди перестают замечать, что перед ними инвалиды. Это наше главное достижение…

Дмитрий ЛИТВИНОВ.

Фото автора.

Наши партнеры
Реклама